Показ фильмов от лаборатории Федора Конюхова в Центральном офицерском клубе ВКС.

Показ фильмов от лаборатории Федора Конюхова в Центральном офицерском клубе ВКС.

Изображение

12 марта 2024г. состоялся показ фильмов лаборатории Федора Конюхова нашим коллегой Владимиром Зайцевым в Центральном офицерском клубе Воздушно-космических сил (ВКС).

Присутствовали представители МРОО «Союза краеведов», Клуба старожилов и историков-краеведов «Царицыно», «Русского Космического Общества» в лице Сергеева Алексея, Завалова Валерия, Натальи Задонской.

Здание «Дома офицеров» построено в 1914 году.

Изображение

Изображение

Изображение

В числе показанных фильмов, особо запомнился фильм о самых авантюрных страницах истории и попыток русских закрепиться на русском берегу Америки, которые связаны с именем декабриста Д. И. Завалишина

Дмитрий Иринархович Завалишин (1804-1892) был неординарной личностью. Сын известного военачальника и потомок старинного дворянского рода, получивший прекрасное образование в Морском корпусе, он с детства отличался большими способностями и гигантским честолюбием, верой в собственную исключительность и высокое предназначение.

Он верил, что получает мистические откровения свыше. Свойства натуры, не реализуемые в Российской империи, сблизили его с декабристским движением, в котором он действовал относительно самостоятельно, пытаясь создать собственную организацию. Такой организацией должен был выступать придуманный Завалишиным и большей частью оставшийся на бумаге Орден Восстановления (в Орден вступили всего несколько человек).

Основным источником сведений о деятельности Завалишина, посвященной Русской Америке и особенно Калифорнии, являются его воспоминания. К воспоминаниям Завалишина необходимо относиться с большой осторожностью, учитывая не только возможные неточности мемуариста, но прежде всего глубочайший и, как иногда считают, болезненный субъективизм Завалишина, склонного к преувеличению собственной роли.

Согласно показаниям Завалишина, когда в конце 1823 г. он прибыл в Калифорнию, она находилась в состоянии безначалия, не подчинялась Мексике и в то же время не считалась независимой. Политическая обстановка в ней определялась борьбой двух партий: «мексиканской» (старшие офицеры, чиновники) и «королевско-испанской»(духовенство). Последняя была слабее из-за неспособности миссионеров обеспечить свою безопасность от индейцев без помощи военных. Завалишин решил присоединить Калифорнию к России, предпочитая добровольное, «токмо приобретением влияния», а не вооруженное присоединение. (В другом месте он пишет о намерении присоединить Калифорнию к России «добровольными подданными».)

Однако мексиканскую партию по определению нельзя было использовать в этих целях, следовательно, по логике Завалишина, «надлежало усилить королевскую», а поскольку ее составляли миссионеры-фанатики, этим определялся круг действий по их привлечению на свою сторону. «Я надеялся достигнуть сего введением Ордена возстановления, и не ошибся, ибо с первого разу увидел, что учреждение таковаго ордена… согласно с желанием и намерениями миссионеров». Завалишин вступил в тесные контакты с молодым миссионером Иосифом (Хосе) Альтимирой, приверженцем короля и врагом масонов («под сим именем называют в Калифорнии всех либералов»). Завалишин поставил задачу через Орден убедить в необходимости покровительства России миссионеров — одних «по корыстолюбию», других «по ненависти к республиканскому правлению», разжигая также страх перед Англией. Он также старался приобрести симпатии жителей подарками. На вопрос следствия: «Каким было бы действие Ордена в Калифорнии?» — Завалишин отвечает: «Изгнание граждан Соединенных Штатов с Западного берега Америки».

Несколько писем отражают попытки Завалишина подчинить своему влиянию ряд влиятельных калифорнийцев. Он пишет письмо коменданту Санта-Барбары Х. А. Нориеге, предлагая вступить в Орден: в случае отказа — уничтожить письмо и забыть, в случае согласия — приехать в Сан-Франциско и получить знаки Ордена и его правила. В показаниях Завалишина фигурирует «циркулярное письмо к монахам», которое не было послано из Петербурга, но только приготовлено. Оно лишено адресата: Завалишин обращается то к J. A. (Хосе Альтимире), то к N. («Нориега», как указывает в скобках переводчик). Значительное место в письме Завалишин уделяет улучшению положения индейцев, что соответсвовало как его тогдашним радикально-демократическим взглядам, так и планам в отношении Калифорнии и нашло также выражение в его записке о колонии Росс.

Из Ново-Архангельска Завалишину пришлось срочно отправиться в Россию на корабле «Волга» до Охотска и далее через Сибирь. Александр I, получив его письмо с предложением о создании Ордена Восстановления, хотел видеть автора. В Петербург Завалишин прибыл в ноябре 1824 г… Александр I нашел идею Ордена «увлекательной, но неудобоисполнимой», а предложения Завалишина по Калифорнии и административным реформам поручил рассмотреть Н. С. Мордвинову и извлечь из них «всевозможную пользу».

Убеждая правительство, Завалишин, несомненно, рисовал стратегические преимущества, которые присоединение Калифорнии дало бы России. В письме Николаю I от 24 января 1826 г. он пишет: «Калифорния, поддавшаяся России и заселенная русскими, осталась бы навсегда в ее власти. Приобретение ея гаваней и дешевизна содержания позволяли содержать там наблюдательный флот, который доставил бы России владычество над Тихим океаном и китайской торговлей, упрочило бы владение другими колониями, ограничило бы влияние Соединенных Штатов и Англии». Предложения по Калифорнии и колониям создали Завалишину авторитет в глазах Мордвинова, который привлек его к участию в деятельности РАК, рекомендовав правителю канцелярии компании К. Ф. Рылееву. Масштабы участия Завалишина в деятельности РАК не вполне ясны: сам он утверждает, что, хотя не состоял на службе РАК и не был ее акционером, директора РАК, по указанию Мордвинова, пригласили Завалишина присутствовать постоянно на их заседаниях и принимать участие в делах РАК.

Несмотря на эксцентричную форму и авантюрный характер планов Завалишина, идея присоединения Калифорнии к России или существенного укрепления здесь российских позиций в ситуации 1823-1825 гг. не кажется совершенно нереальной. Завалишин был не единственным русским подданным, кто, наблюдая кризис, переживаемый Калифорнией в 1820-е гг., мечтал о ее присоединении к России. «Сознаюсь, я не мог не подумать о том, как счастлива была бы данная страна под защитой нашей великой империи и какие выгоды получила бы от этого сама Россия», — писал О. Коцебу, находившийся в Калифорнии осенью — зимой 1824-1825 гг.} Но Калифорнию ждала иная судьба.

Изображение

Изображение

Изображение

ВКС расположено в исторической среде.

Более ста лет назад на месте сквера размещался плац Александровских казарм. Считается, что казармы были построены в 1859 году по указу императора Александра II (архитектор А.П. Попов). В комплекс входили три трехэтажных корпуса.

В настоящее время северный корпус казарм используется по назначению. Здесь размещается 1-й отдельный стрелковый Семеновский полк.Часть здания занимает РУДН и другие арендаторы (https://dzen.ru/a/XzukljTBhmwcD5lx).

Изображение

Изображение

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Поиск на сайте