История места

Приглашаю уважаемых коллег-краеведов подключиться к дискуссии о том, необходимо ли выделить новый подтип в группе памятников истории горно-геологического освоения территории России – подтип ноосферных памятников. Под ноосферными памятниками я предлагаю понимать особые объекты геологического наследия, являющиеся свидетельствами высшего подъема творческой и созидательной научной мысли в познании не только местного участка недр, но и всей нашей планеты в целом.

  1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Ожившая фреска» написано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете «Литература и искусство». Оно посвящено Сталинградской битве — переломному событию в Великой Отечественной войне. Это стихотворение было написано под впечатлением поездки в Орёл сразу после его освобождения. Во время поездки с писателями на фронт Б. Л. Пастернак заметил могилу генерала в парке г. Орла. В основу стихотворения положен устный рассказ генерал-лейтенанта А.В. Горбатова. Он присутствовал при последних минутах генерал-майора Л.Н. Гуртьева, находился вместе с ним под обстрелом 3 августа 1943 года.
  2.  

В статье рассматривается история возникновения территориальных образований Славяно сербия и Новосербия, зарождения гусарских войск в Российской империи при активном участии народов Сербии и Черногории.

Изображение

В статье рассматривается проблема вырубки лесов и её последствия для краеведения. 
Приводятся ссылки на библейские тексты и труды русских святых, подчёркивающие важность сохранения природы. 
Обсуждаются негативные последствия продолжения вырубки лесов и её влияние на культурное наследие и экологическое состояние региона.

Народная «наука» – сокровищница эмпирического опыта, накопленного нашими предками, результат многовековых наблюдений за природой в процессе обживания территорий, их трудового освоения и обустройства, открытия богатств родной земли. Трудолюбие, сметливость и любознательность компенсировали отсутствие метода. С поразительной зоркостью человек, не обладавший культурой научных изысканий, фиксировал повадки животных, погодные изменения, сезонные события в растительном царстве, динамику процессов в речной пойме. Сегодня краевед может внести небольшой, но важный вклад в собирание и изучение ненаучной, народной терминологии, наработанной тружениками на горных промыслах, а ныне утерянной и позабытой.

«В берегах Волги столько интересу и разнообразия, что она одна дала бы довольно материала для большого важного геологического сочинения».

Н.П. Барбот де Марни

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из моего справочника «Горные промыслы в Поволжье от палеолита до индустриализации», посвященного доиндустриальному освоению минеральных ресурсов вдоль волжского русла, на популярном геотуристическом маршруте от Ундор до Камышина, и предназначенного для геологов, поклонников геотуризма, историков горного дела, экономистов и историков экономики, археологов (включая специалистов в области индустриальной археологии), краеведов, а также широкого читателя, которому интересно горно-геологическое наследие Среднего и Нижнего Поволжья.

Поздравляю краеведов России и всех читателей сайта с очередной годовщиной Великой Победы и с 80-летием освобождения города-героя Севастополя от гитлеровских захватчиков! В этот праздник краеведу уместно вспомнить о трудовом подвиге тыла, а потому моя статья посвящена теме, которую я изучаю последние 13 лет: рождению в годы Великой Отечественной новой отрасли народного хозяйства –  алмазодобывающей промышленности.

В этом году исполняется 195 лет с момента открытия на Урале первого в России и Европе алмаза. От этой находки берет начало алмазная геология и алмазодобывающая промышленность в России. С 2011 г. я участвую в организации и проведении Праздника русского алмаза и в других проектах, нацеленных на популяризацию уральской алмазной геологии. В том числе, мной подготовлены несколько публикаций, которыми я намерен поделиться с читателями сайта «Союза краеведов». Сегодня – публикация первая, призванная помочь разобраться в крайне запутанной истории русских алмазов.

Праздник День космонавтики не только дает повод вспомнить Ю.А. Гагарина, «каким он парнем был», но и воздать должное тем, кто дал крылья первому космонавту в годы его занятий в Саратовском аэроклубе. Среди наставников Гагарина были два Героя Советского Союза – Григорий Кириллович Денисенко и Сергей Иванович Сафронов. Поэтому люди эти, сегодня незаслуженно забытые, вовсе не находятся в тени своего ученика, наоборот, Юрий осваивал летное мастерство, вдохновленный их выдающимися подвигами.

ИзображениеТакой науки пока нет, но ее появление возможно, потому что овраги всегда были активными участниками истории человечества, а по мере урбанизации их роль лишь возрастала.

Глубокие крутосклонные рытвины на возвышенных равнинах, на холмах, на склонах лощин – таково определение оврага в ландшафтоведении [Чупахин В.М., 1987: 25]. Для историка-краеведа овраг – это граница для роста поселения и одновременно естественная преграда, непреодолимый ров, надежно защищавший тот мыс, на котором возводились городские стены. Овраги вносили коррективы в планировку города, задавали характер застройки и направления его развития, ощутимо влияли на процессы в муниципальном хозяйстве. Будучи границей поселения, овраг одновременно выступал экотоном, то есть переходной экосистемой между дикой природой (лесами, полями, поймой) и агробиоценозами, сообществами, созданными человеком на периферии селитьбы – такими, как огороды, сады, парки и лесопарки. Экотонная функция оврагов тесно переплеталась с их воздействием на местную экономику, т.к. овраг во многом определял пути взаимодействия человека с окружающей средой, задавал формы и способы природопользования.

По донесениям архиепископа Великоустюжского Гавриила только в одной Черевковской волости в 1742 году имелось семь старообрядческих пу'стыней и скитов, где староверы жили в десяти избах. Кроме того, в прилегающих к Великоустюжской епархии волостях Архангелогородской епархии было найдено десять изб, в которых проживали 39 староверов.

История заселения Устьянского края (Верховье реки Устья). В верховьях реки Устьи первыми поселились две народности — зыряне и чудь. Исследователи в настоящее время не выяснили, где ранее проживал этот древний народ, и впоследствии названия деревень и рек на Устье относятся к финно-угорской языковой ветви.

3 года назад я отослал этот материал в алчевскую городскую газету «Огни», где когда-то много лет назад дебютировал, и начал ждать. Увы, за 28 лет ситуация изменилась и нынешние редактора мою статью проигнорили. Ну и черт с ними, выкладываю значит материал тут. 

Судьба любого города соткана из судеб его жителей. И особенно руководителей, людей направляющих развитие данного населенного пункта. И наш родной Алчевск – не исключение. 

История одного Хуторка

Малая Скатовка. В Советском Союзе Хутор №45 Саратов. Саратовский район

Краеведческая карта

Поиск на сайте