
На представленном рисунке мы видим изображение старинной русской избы, которая несомненно вызывала трепет и уважение у старожилов деревни Головинской. Она стояла на северо-восточной окраине деревни до 70-х годов ХХ века, являясь живым свидетелем истории и культуры.
Крыша избы была построена по старинной технологии – самцово-слеговой. Мощные бревенчатые фронтоны, называемые самцами, соединялись между собой слегами, образуя надежную конструкцию. Поверх крыши на коньке лежал охлупень, просмоленный для водонепроницаемости, который скреплял и удерживал верхние концы тесин. Нижняя часть тесин опиралась на желоб, укрепленный на кокорах – массивных деревянных крюках из корневищ деревьев. Двухслойное покрытие из толстого теса, предположительно расщепленных бревен, дополнительно защищалось несколькими слоями бересты.
Окна избы были небольшими, обрамленными массивными наличниками со ставнями без резьбы, что придавало строению строгость и простоту. На южной стороне располагались четыре окна, а на западной – одно. Пол и потолок также были выполнены из толстого теса, полубревен, что обеспечивало теплоизоляцию и прочность конструкции.
Внутри избы в то время сохранялась часть глинобитной печи, находящейся на высоком срубе-подпечнике из граненых бревен. Видимо, была только верхняя топка. Внутри стены избы были обмазаны глиной и армированы расщепленными ивовыми прутьями, прикреплёнными к стене крест-накрест с помощью деревянных петель из таких же прутьев.
Отсутствие пятой стены свидетельствует о том, что изба была связана с примыкающим двором, где располагались хлевы, через холодный мост (сени). Сам двор к тому времени уже не сохранился, остались лишь следы нижних рядов.
Анализ конструкции и деталей этой избы позволяет сделать вывод о том, что жилища в Вадье в XVII–XVIII веках были добротными и оснащенными печами по-белому, что говорит о высоком уровне мастерства местных строителей и заботе о комфорте жилья.
Изба являлась ценнейшим памятником архитектуры и народного творчества, но её не сохранили. Изучение и сохранение таких фактов – это наш долг перед будущими поколениями, чтобы они могли прикоснуться к истории и культуре своих предков хотя бы через описание и рисунки.
Автор: Тюкачев Иван Григорьевич