Храм Святителя Николая Чудотворца: Оплот веры и культурного наследия.

Тип статьи:
Авторская

В тихом уголке Коношского района Архангельской области, утопающем в зелени лесов и полей, когда-то стояла церковь Святителя Николая Чудотворца. Этот древний православный храм, пропитанный веками истории, был не просто местом молитвы, а настоящим духовным центром для  жителей Вадьи и бесценным памятником архитектуры и культуры.
Его стены хранили память о поколениях, чьи души искали здесь утешения, надежды и духовного руководства. Архитектурный стиль храма, с его изящными формами и богатым декором, был ярким примером древнерусского зодчества.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Свидетельства его существования можно найти во множестве древних документов. В пыльных глубинах Государственного Исторического музея, среди тысяч других документов, хранится бесценный источник знаний о прошлом — дело номер 698 фонда 450. Этот сводный сборник отчетов и рапортов освещает жизнь Каргопольских приходов.
На 211 листах, сшитых в толстую амбарную тетрадь, оживает история Каргополья XIX века. Каждый лист — это окно в прошлое.
Особое внимание привлекает информация о Вадьинском приходе, записанная на обороте листа 23. Здесь, в кратких, но точных строках, предстаёт картина деревянной церкви во имя святого Николая Чудотворца с тёплым пределом во имя пророка Илии.
Размеры храма: в длину — 11 сажень, поперек — 6. Указано, что церковь построена в 1777 году на средства прихожан и других благотворителей, мотивы которых неизвестны.
Неотъемлемой частью была и шатровая деревянная колокольня высотой 10 сажень до звонов (21.5 метр). Она примыкала к храму с западной стороны и была построена в том же году, что и церковь.
Документ упоминает о пяти часовнях в приходе. Построены они были по христианскому обряду на средства местных жителей.
Подтверждением достоверности этих сведений служат подписи священника Николая Васильева и пономаря Тимофея Никифорова, украсившие лист 24.

Более подробное описание церкви содержится в учетной карточке памятников архитектуры от 15 декабря 1974 года. Никольская церковь Вадьинского погоста, расположенная в километре от деревни Топоровской, представляет собой ценный памятник деревянного зодчества XVIII века.
Церковь стоит на возвышенности, господствуя над окружающей местностью. Ее архитектура характеризуется простотой и ясностью композиции. Храм с аспидой, большая трапезная, притвор и крыльцо последовательно примыкают друг к другу, создавая единый ансамбль.
Основное помещение храма – четверик – освещается двумя парами окон с южной и северной сторон. Первоначально сруб храма был высоким и завершался главками, однако в настоящее время он разобран до уровня трапезной и притвора.
Трапезная и притвор имеют более внушительный размер по сравнению с четвериком и разделены стеной с большим арочным проёмом. Трапезная имеет по три окна с южной и северной сторон, а у притвора — одно окно с южной стороны.
Особо выделяется решение алтарного прируба. Между граненым срубом аспиды и невысоким четвериком на выпусках бревен с восточной стороны устроен фронтон. Завершение алтарного прируба не сохранилось, в настоящее время оно перекрыто трёхскатной крышей. Аспида имеет два окна: одно — с южной стороны, другое — с восточной.
С западной стороны к церкви примыкала колокольня, от которой сохранился сруб, равный по размерам двухметровому подклету. К срубу колокольни примыкало двухсходное крыльцо с ограждением и перекрытием.
Церковь была обшита тёсом, который сохранился на северной стороне. Отделка фасада была богатой, о чём свидетельствует декоративное оформление фронтона с восточной стороны, карнизов трапезной части и алтарного прируба, окрашенных и обработанных сухариками.
Внутреннее убранство церкви не сохранилось. Стены трапезной отштукатурены, потолки во всех помещениях плоские. Основные размеры церкви составляют 8,9 х 29,5 метров.
Документ снабжён фотографиями храма и ссылками на исторические источники: «Списки населенных мест по сведениям 1873 года» (Олонецкая губерния, Санкт-Петербург, 1876 г.), «Известия императорской Археологической комиссии», выпуск 52, вопрос о реставрации, выпуск 13, Санкт-Петербург, 1914 г.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Изображение

Если в первом документе говорится о пяти часовнях в приходе – по одной в деревнях Дуроевская, Топоровская, Головинская и две в деревне Дор, то во втором документе говорится о шести часовнях: «Приход Вадьинский, Никольская церковь 1777 года. В 1898 году трапеза отштукатурена внутри и восстановлен иконостас. Престолов два. Часовен в приходе шесть».

В церковных ведомостях, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде, еженедельном издании в Санкт-Петербурге, выпуск № 46 за 1900 год, была опубликована информация о деятельности крестьян.
Согласно сообщению, жители деревень Борисовской и Куракинской, входящих в Вадьинский приход Каргопольского уезда Олонецкой губернии, проявили ревностную заботу о местной часовне, посвященной иконе Тихвинской Божией Матери. По собственной инициативе и на собственные средства крестьяне осуществили капитальный ремонт часовни, дополнив ее просторной папертью с колокольней. Общая сумма, затраченная на реставрацию, составила 246 рублей 42 копейки.

Изображение

Несмотря на неполноту и противоречивость документальных источников, касающихся количества часовен в Вадьинском приходе, тщательный анализ имеющихся данных позволяет с уверенностью утверждать, что их было шесть.
Расположение и посвящение каждой часовни отражают богатую духовную жизнь прихода. В деревне Дор возвышались две часовни: одна во имя великомученика Георгия, другая — во имя святого апостола Петра. В деревне Головинской находилась часовня, посвященная пророку Илии. Деревня Топоровская славилась часовней, освященной в честь архангела Михаила. Жители деревни Дуроевской воздвигли часовню в честь святого равноапостольного князя Владимира. Наконец, в деревнях Куракинской и Борисовской находилась часовня, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери.
По сей день местные жители чтут память святых, покровительствующих их деревням, и с радостью празднуют дни их памяти.
Таким образом, история часовен Вадьинского прихода — это история живой веры, передаваемой из поколения в поколение.

Изображение

Исторические документы XVII — начала XVIII веков, в том числе переписные книги, однозначно свидетельствуют о существовании на Вадьинском погосте до 1777 года церкви с таким же названием. Это позволяет предположить, что новый храм был возведен на месте старого. К сожалению, точные сведения об архитектурных особенностях первоначального здания отсутствуют в доступных источниках. Данный пробел в исторической информации делает невозможным проведение детального сравнительного анализа двух церквей и усложняет изучение эволюции архитектурного стиля.

Во второй четверти XX века церковь была реконструирована под школу.

Возле храма было кладбище — тихий дом вечного сна для многих жителей окрестных деревень. Могилы находились по обе стороны церкви. С южной стороны в 70-е годы прошлого века насчитывалось 67 могильных холмиков, которые сохранились благодаря яблоням и акациям, посаженным школьниками в 50 – 60-е годы. Некоторые можно увидеть и сегодня.
Сколько было захоронений с северной стороны, остаётся неизвестным. Сначала возле заброшенного храма простирался сенокос, позже, в пятидесяти метрах от стен церкви,  на том месте, где сейчас стоит памятник погибшим в Великую Отечественную войну, установили сцену, а чуть севернее — скамейки для зрителей. Здесь, на этой земле, проходили веселые гуляния, отмечали День молодёжи. Севернее скамеек билась жизнь на волейбольной площадке, где собирались местные жители для активных игр.

Изображение
Но время не щадит ни живых, ни мёртвых. Храм, погрязший в ветхости и забвении, в 1981 году был разобран. Бревна от него стащили под западный склон к густым ивовым зарослям.
В 1984 году, когда устанавливали памятник павшим в Великой Отечественной войне, обнаружили два захоронения. Их так и оставили нетронутыми под памятником. Эти могилы — напоминание о том, что под каждым камнем может скрываться история человеческой жизни и судьбы.
Сегодня дорога проходит по части бывшего кладбища. Многие прохожие, спеша по своим делам, даже не задумываются о том, что под их ногами покоятся останки предков. Но важно помнить об этом. Важно уважать места покоя наших предков, чтобы сохранить связь с прошлым, почтить память тех, кто ушёл из жизни, оставив свой след в истории Вадьи.

Изображение

Хотя Вадьинский храм, некогда украшавший местный ландшафт, к сожалению, прекратил своё существование, он оставил после себя не только воспоминания, но и фрагменты былой красоты. Нам удалось обнаружить несколько икон, некогда украшавших его иконостас.
Среди них особое место занимает икона «Сретение Господне», датируемая концом XVIII века. Этот образ простоял в храме около ста сорока лет, являясь немым свидетелем молитв и надежд верующих.
Период 30-х годов, ознаменовавшийся перестройкой храма под школу, стал временем тяжёлых испытаний для святынь. В этот период благодаря усилиям благочестивых людей несколько икон из иконостаса были спасены от уничтожения и спрятаны на чердаке дома крестьянина.
Эти иконы пролежали в забвении более полувека, пока не были обнаружены в 90-е годы. К сожалению, время и неблагоприятные условия хранения оставили свой след: иконы частично повреждены из-за значительных колебаний влажности.
Несмотря на утраты, обнаружение этих икон представляет собой огромную ценность как для истории, так и для культуры. Они являются живым свидетельством былой славы Вадьинского храма и служат напоминанием о необходимости бережного отношения к культурному наследию.

Изображение

В Вадьинском храме присутствовал расписной «небесный свод», характерный для церквей Русского Севера. Этот свод символизировал небесную сферу, украшенную изображениями звезд, Солнца, Луны и царствия Бога. Конструкция «неба» была выполнена в форме солнца с расходящимися лучами, состоящей из шестнадцати радиальных граней.
Появление подобной формы связано с развитием деревянного зодчества на Севере в XVII веке. Увеличение объёмов храмов и желание воссоздать эффект расписного купола, свойственный каменным церквям, послужили причиной возникновения этой архитектурной особенности. На «небесах» деревянных церквей Русского Севера традиционно изображались фигуры Христа, Богоматери, ангелов, апостолов, праотцов и других святых. К сожалению, до наших дней эти фрагменты не сохранились.

Используя архивные документы, фотографии развалин и сравнительный анализ с архитектурой того периода, была предпринята попытка реконструкции облика Вадьинского храма. Представленный рисунок является результатом этой работы.
Следует отметить, что подобная реконструкция, несмотря на тщательность проводимых исследований, неизбежно носит гипотетический характер. Архивные документы, как правило, не содержат исчерпывающей информации обо всех деталях строения. Фотографии руин, будучи ценным источником данных, предоставляют лишь фрагментарную картину, ограниченную ракурсом и состоянием объекта на момент съемки. Сравнительный анализ с архитектурными образцами того времени позволяет дополнить представление об облике храма, но не может полностью заменить непосредственное изучение самого здания.
Тем не менее, такой подход к реконструкции имеет неоценимое значение. Он позволяет нам воссоздать визуальный образ храма в его первоначальном виде и представить атмосферу, которая его окружала.

Изображение

В настоящее время территория, на которой некогда стоял храм, а впоследствии был установлен памятник, посвященный павшим в Великой Отечественной войне, заросла борщевиком Сосновского. Однако она поддерживается инициативными людьми, которые расчищают и благоустраивают ее.

Изображение

Наши исследования основаны на фактах, логических выводах и анализе исторических данных. Мы признаем возможность ошибок, но наша задача – максимально приблизиться к истине и передать её будущим поколениям.

Иван ТЮКАЧЕВ, краевед.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.