История Богородицкой церкви с. Осиновского Каргапольского муниципального округа Курганской области

Тип статьи:
Авторская

Изображение

Краткий очерк истории Богородицкой церкви в селе Осиновском Каргопольского района Курганской области. (Составлен на основе анализа электронных документов и устных воспоминаний местных жителей). 
На сегодняшний день о дореволюционной  истории села Осиновского а так же прихода  существовавшей, до 1921 года, на месте нынешнего  Осиновского сельского  поселения Каргапольского муниципального округа  Осиновской волости известно довольно мало.  О существовавших ранее  деревянной, а затем  и каменной часовнях  неизвестно практически ничего. Единственным сохранившимся упоминанием о деревянной часовне в «деревеньке Осиновской» является « Ревизская сказка», т.е. список податной Парфентьевской  переписи 1710 года [1]. Парфентьевская перепись 1710 года. В этой «сказке» впервые упоминается деревенька Осиновка и часовня в ней, так же есть первые упоминания о служителях часовни, и то что она «бысть ставлена во спасение от татаре», то есть в честь избавления от  набега кочевников во время третьего Башкирского восстания. О первых служителях Богородицкой часовни в Парфентевской переписи сказано следующее: «Двор, а в нем живет Богородицкой часовни дьячек Дмитрей Никифоров сын Попов 30, у него жена Овдотья 20, дочь девка Домна 1.
Двор, а в нем живет Масленской слободы пушкарь Михайло Яковлев сын Шипуля 30, жена у него Катерина 30, сын Ар… 1, патчерица девка Татьяна Иванова дочь 8, да у него ж живет на подворье Мияской слободы безместной поп Афонасей Ларионов 60, жена у него Христина 50, сын Иван 10, дочери девки: Ирина 15, Афонасья 12.»
Основными источниками информации о существовании в селе каменной церкви являются архивные материалы в виде сохранившихся  церковно-приходских книг за 1898 и 1907 годы, немногочисленных книг по истории Шадринского уезда, единственной уцелевшей черно-белой фотографии начала XX века  и электронных источников, основанных на исследованиях местных любителей гениалогии и устных данных, собранных В.Ф.Токмаковой, работником Осиновской сельской библиотеки. Наиболее точные представления о существовавшей в 1850х-1930х годах церкви а так же обычаях и образе жизни прихожан можно подчерпнуть из книги С.Б. Борисова и А.М. Бритвина «Храмы Шадринского уезда» [2] [3]:
«Осиновское село от епархиального города находится на юго-восток в расстоянии 240 верст, а уездного — на восток в 30 верстах. Расположено оно по Петропавловскому тракту на низкой равнине, орошаемой рекою Исетью с ее многочисленными притоками.
        Положение прихода среди низменной равнины, богатой болотами, с вечно гниющею в них стоячею водою, является 
крайне неблагоприятным условием для здоровья жителей: лихорадка и тиф здесь обычные явления. Почва в приходе по преимуществу черноземная, плодородная. Когда появились те поселения, что входят в настоящее время в состав Осиновского прихода, с точностью не известно. Основываясь на местном предании, можно предполагать, что нынешняя безлесная равнина лет сто тому назад была покрыта великолепным березовым и осиновым лесом, среди которого протекала богатая рыбой речка, получившая прозвание Осиновки, по всей вероятности, от обилия осин, росших в то время по ее берегам. Кто первый осел среди существовавшего тогда здешнего приволья, о том ничего не говорит местное предание. Известно только, что существовавшая в конце XVIII столетия на месте нынешнего села деревенька 
называлась Осиновкой. К востоку от нее в 4 верстах лежала другая, 
называвшаяся Комогоровой. Потом между этими деревеньками образовалась третья — «Предеина», ныне почти слившаяся с селом. В последствии к юго-западу в версте от села образовался выселок, носящий в настоящее время название деревни Позориной. Первоначально деревня Осиновка с примыкающими к ней с двух противоположных сторон деревнями Предеиной и Позориной, принадлежала к приходу Соровской Предтеченской церкви, деревня же Комогорова была Усть-Миасского прихода. В самостоятельный приход выделились эти деревни в 1853 году 19 ноября. Новопостроенная каменная церковь получила название Богородицкой (прим.автора). Прихожане Осиновского прихода все русского племени, по сословию — крестьяне, а по вероисповеданию — православные, только в деревне Комогоровой есть раскольники в количестве 76 душ обоего пола. Общее число прихожан в настоящее время достигает цифры 3063 душ, из коих 1503 м.п. и 1560 ж.п. Главным и почти исключительным занятием прихожан является хлебопашество, чему способствует здесь и климат и почва. Сеют не только рожь, ячмень и овес, но и пшеницу, дававшую еще не так давно баснословные урожаи. Из других занятий можно упомянуть еще птицеводство и огородничество, но первое ограничивается выводкою только гусей и уток, пух и мясо которых охотно скупается разными комиссионерами на местных осенних ярмарках, а второе — посадкою картофеля и огурцов. Картофель идет на винокуренный завод Поклевского, а огурцы — в Екатеринбург и разные заводы, где они известны вообще под названием «Шадринских». 
        Осенью и зимою в свободное от полевых работ время многие из прихожан ходят на золотые прииски, для женского же населения находится работа и дома — это тканье половиков и скатертей, имеющих громадный сбыт в Сибири. Этот кустарный промысел сильно развивается, несмотря на то, что находится в руках немногих богачей — кулаков, беспощадно эксплуатирующих 
несчастных тружениц. Для характеристики религиозно-нравственного состояния прихода нельзя умолчать о местном празднике в честь «лихорадки». Праздник бывает этот в четверг на Троицкой неделе. В этот день в Осиновку приходят молодые девушки из соседних деревень, переряживаются в различные костюмы, кому какие подскажет фантазия, и вместе с местною молодежью, тоже замаскированную, тоже замаскированною и 
переряженную, ходят по селу, с песнями и пляской, наигрывая при этом в тазы, ведра, лукошки и проч. Существует поверье, что принимающих участие в этом празднике не тронет лихорадка. По преданию, записанному первым священником церкви о. Александром Задориным, в деревне Осиновке первоначально была построена деревянная часовня в честь Владимирской 
иконы Божьей Матери в память избавления жителей от нашествия татар. Год постройки этой часовни неизвестен. В 1816 году 23 июня на месте деревянной часовни, пришедшей в ветхость, была построена каменная, которая в 1854-57 г.г. была преобразована в церковь, причем с западной стороны ее была пристроена колокольня, а с восточной алтарь с главною частью храма. Заложение церкви было совершено 23 июня 1854 года, а 
освящение 22 июня 1857 года. Храм построен и содержится исключительно на средства прихожан. В 1893 г. деревянный потолок в храме в той части его, которая переделана из часовни, за ветхостью обрушился; по счастью в храме в то время никого не было. Обрушившийся потолок был заменен в том же году новым. В 1894 и 1895 годах церковь была ремонтирована: на ней была исправлена и выкрашена крыша, поправлена штукатурка и снаружи вся церковь выбелена, а внутри церковь вновь выкрашена масляною краскою. Ремонт церкви был произведен исключительно иждивением прихожан. Иконостас, первоначально поставленный в храме, был пожертвован Маслянскою церковью безвозмездно, в 1875 году он был заменен новым, стоимостью в 2400 рублей, каковой иконостас существует и доныне. В 1865-66 г.г. по благословению Митрофана Епископа Екатеринбургского, храм 
на средства прихожан обнесен каменною оградой, на углах которой с западной стороны находятся два каменных флигеля. В приходе существуют две школы: одна в самом селе — земская, построенная на средства общества в 80-х годах минувшего столетия, другая — церковная школа грамоты, своего здания не имеет, существует с октября 1894 года в деревне Комогоровой. В той же деревне есть каменная часовня, построенная в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1890-92 г.г. Причт — священник и псаломщик - 
помещаются в церковных домах.

       Осиновского села Богородицкая, каменная, однопрестольная, построенная в 1901 г., расстояние от консистории 240 верст, от благоч. 25 верст, от г. Шадринска 25 верст. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик. Диаконская вакансия не открыта за недостатком средств. Мужского пола 1929, женского 1952. Деревни 3: Предеина в 1 версте, Позорина в 2 верстах и Комогорова в 4 верстах. Число душ: 1-й — м. 508, 
ж. 499, 2-й — м. 141, ж. 153, 3-й — м. 402, ж. 404. Жалование от казны: 
священнику 108 р., псаломщику 36р., брат. Дохода 700р., капит. Церкви 218р. 6к. Земли пахотной 90 десятин, 2 дома при церкви.

Священник — Александр Александров Конев, 46 лет, окончил к. Пермскую семинарию 2 разр. 1890 г., им. камилавку. 

Псаломщик-диакон Иоанн Алексиев Бенедиктов, 61 г., сред. отд. Далматовского духовного училища 1882г. 
Часовня одна в деревне Комогоровой, каменная, построена в 1882г. в честь Покрова Божьей Матери. В той же деревне есть церковно-приходское училище, учрежденное в 1897г.» [4] 
Так же за церковью находились сначала деревенский погост, а затем старое приходское кладбище, на котором умерших  хоронили до 1930х годов (сейчас на этом месте находятся  руины колхозной свинофермы). До революции 1917 года по воспоминаниям местной жительницы, Предеиной В.Я. «сельские священник с дьячком объезжали приход и собирали подать с крестьянских дворов, а детей тех, кто отказывался платить в отместку называли одинаково», так, например, у  отца Валентины Яковлевны, Якова Архиповича Пичугова, «было две сестры Марии».
 
С окончанием  Гражданской войны и установлением советской власти церковь была закрыта, а священнослужители ушли вместе с квартировавшими в Осиновской отступающими белыми. После коллективизации в здании церкви располагались сначала сельский клуб а затем колхозное зернохранилище. К концу 30х церковь «забросили» окончательно, а местные ребята бегали к реке и носили воду, что бы размыть и рассмотреть замазаные глиной и известкой фрески.  Все церковное имущество было либо увезено, либо расхищено местными жителями. В 1950х, во время строительства колхозной  свинофермы, церковь была разобрана по кирпичам для строительства. По воспоминаниям местных жителей «само здание церкви смогли растащить лишь тракторами, настолько крепка была кладка, из кирпичей же был построен свинарник». Часть могил перенесли на новое кладбище, устроенное за деревней, а часть останков находили на месте вплоть до конца 2000х. На месте самой  церкви возник памятник жертвам Гражданской войны и был построен частный дом. В настоящее время, в память о  бывшей церкви, на ее месте установлен крест.

 Заключение.
С 2011 года по благословению архиепископа Курганского и Шадринского Константина в селе Осиновском Каргапольского района начато строительство православного храма в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Прежний храм был разрушен в годы советских лихолетий. 7 сентября 2012 года в день памяти сретения иконы Божьей Матери Владимирской в Осиновском на месте строительства храма прошёл водосвятный молебен. Молебен провёл окормляющий православную общину иерей Александр Дмитриев, настоятель Богоявленского прихода с. Усть-Миасс Каргаполького района. [5] Во время строительных работ в соседнем здании магазина был организован молельный дом, куда приезжал священнослужители  из Усть-Миасса и р.п. Каргаполье  и проводили богослужения среди местных жителей. [6] Сама же стройка новой церкви была остановлена из-за нехватки средств на строительство. В данный период времени строительство окончательно прекращено. 
Библиографические и электронные источники 
[1] Парфентьевская перепись 1710 года
[2]С.Б. Борисов, А.М. Бритвин «Храмы Шадринского уезда» //1994
[3]Сайт «Одноклассники/ «Розово-белая Осиновка»
[4]Приходы И Церкви Екатеринбургской Епархии — Екатеринбург, 1902.Pdf
[5] Сайт Соборы.ру
[6]Temples.ru

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте