Павел Петрович Малый: путь к музыке

Тип статьи:
Авторская

Павел Петрович Малый – выдающийся композитор и фольклорист Оренбуржья. В статье раскрываются истоки музыкального таланта и путь становления композитора. Начав довольно поздно профессионально заниматься музыкой, уже обучаясь в Оренбургском педагогическом техникуме, Малый нашел поддержку преподавателя музыки И. П. Соколова и композитора П. Ф. Шубина. Самостоятельно изучая многие музыкальные дисциплины и параллельно занимаясь в музыкальной школе, будущий композитор смог поступить на второй курс Ленинградского музыкального техникума, где освоил профессию композитора. 
Ключевые слова. Павел Петрович Малый, музыка, Оренбургский педагогический техникум, Первый государственный музыкальный техникум им. М. И. Глинки в Ленинграде.

Имя Павла Петровича Малого (1905-1981), композитора и фольклориста известно в Оренбурге, но жизнь и творчество почти не исследовано. Некоторые сведения о нем можно найти в Оренбургской биографической энциклопедии [7, с. 175]. Тем не менее, Павел Петрович оставил богатое наследие в виде сборников нот собственных сочинений, фольклорных собраний, многочисленных и подробных дневников, воспоминаний, писем, анкет и автобиографий разных лет. Все это хранится в личном фонде П. П. Малого (Ф. 8351), а также в личном фонде Л. Н. Большакова (Ф. 2919) в Объединенном государственном архиве Оренбургской области. Все эти обширные материалы требуют изучения и обнародования. Приоткроем одну из сторон юношеского периода жизни будущего композитора.
Павел Петрович родился в семье, где пение и музыка были неотъемлемой частью жизни. Дед, Григорий Денисович Малый, был родом из Черниговской губернии, в Казачьем башкирском полку слыл лучшим запевалой.  Отец, Петр Григорьевич, будучи школьным учителем, преподавал не только математику и физику, но и пение, умел играть на скрипке. Мать, певшая в церковном хоре, обладала сочным сопрано. Павел с детства слушал домашние спевки, сам принимал в них участие, самостоятельно выучился играть на балалайке [1,  с. 169-170]. По воспоминаниям Павла Петровича, «музыкальными способностями отличалось все поколение Малых. Отец Петр Григорьевич Малый по окончании учительской школы получил кроме похвального свидетельства ценный подарок – скрипку – «За отличные успехи по пению и игре на скрипке». Мать моя, Е. К. Малая (Елена Ксенофонтовна – Н.К.) обладала в молодости красивым, гибким и выразительным сопрано и незаурядными музыкальными способностями» [3, л. 21].  Тем не менее, живя в такой музыкальной атмосфере, поначалу о музыке как о профессии не помышлял, его более увлекало чтение (выучился читать в четыре года) и рисование. В 1920-1921 годах Павел Малый одновременно обучался в школе 2-й ступени (бывшей 1-й мужской гимназии) и живописи в Оренбургских государственных художественных мастерских [3, л. 7]. Возможно, он и стал бы художником, но обстоятельства жизни направили его в другое русло. В связи с ухудшением материального положения семьи шестнадцатилетний подросток устраивается на работу секретарем красноармейского клуба, в это же время вступает в ряды РКСМ. Осенью 1921 года «проходила мобилизация членов союза на военно-продовольственную работу в Семипалатинскую область. За эту работу город Оренбург должен был получать из Семипалатинской области хлеб. Я добровольно вызвался ехать от нашего союза (в котором были тогда и работники школ, и работники искусств, и клубные работники)», — писал в своей автобиографии Малый [3, л. 3 об.]. 
В сложные голодные 1921-1922 годы П. П. Малый в составе 4-го продотряда занимался военно-продовольственной работой на территории Семипалатинской губернии Киргизской АССР (ныне Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан). В своих «Воспоминаниях о голодном годе», написанных в 1933 году, Павел Петрович описывает эту командировку, сопряженную с большими трудностями [2]. Из автобиографии 1936 года: «Осень, зиму 1921 года и весну 1922 года я был в разъездах, караулах, перенес ранение в голову и ногу и возвратный тиф. Таким образом, этот учебный год был для меня потерян совершенно. Да и, благодаря ряду потрясений, перенесенных мною, я забыл основательно ранее пройденное» [3, л. 4]. Находясь в госпитале в декабре 1921 года с тифом, Павел Малый получил известие о смерти своей сестренки Шурочки, «очень музыкальной девочки». В тифозном бреду вспоминались игра и пение Шурочки и вся музыка, которую «мог ранее слышать, пел и бредил музыкой». «После выписки из госпиталя я как бы переродился и январь 1922 года считаю датой рождения во мне музыканта, — вспоминал П. П. Малый в автобиографии 1948 года. – Правда, еще долгое время я метался между живописью, поэзией и музыкой, но постепенно любовь к музыке и, особенно, к песне, победила всё» [3, л. 22 об.]. По возвращении в Оренбург осенью  1922 года Павел Петрович поступает на вечерний рабфак, а в январе 1923 года переводится в Оренбургский педагогический техникум, обучение в котором стало значительным для будущего композитора.
Небольшой отрезок своего юношества Павел Петрович описывает в документальном рассказе «Дом на Кадетской», вероятно, не оконченном [5]. Это время с осени 1922 года и обучения в педагогическом техникуме. В двухэтажном доме №10 на углу Кадетской площади и Безымянного переулка жило несколько семей, дети которых дружили между собой. На втором этаже располагалась школа, которую возглавлял отец Павла – Петр Григорьевич. В одном из классов стоял старенький рояль, где по вечерам собирались друзья, любители искусства. Кто-то играл на скрипке, кто-то на фортепиано, кто-то на фисгармонии (она была у Павла Петровича дома), Митя Гуглинский, Боря Соколов и другие сочиняли стихи. Павел Малый начал самостоятельно учиться игре на скрипке и фортепиано, сочинять стихи. Вскоре в этот коллектив вошла и будущая жена композитора Вера Никонова, которая с осени 1923 года стала обучаться с Павлом Петровичем в одной группе техникума. Она играла на фортепиано, пела, рисовала. Как писал позже Малый, литературно-музыкальные вечера «я старался организовать в большом классе с роялем не реже 2-х раз в месяц. На этих вечерах собиралось иногда очень много молодежи, которых объединяла любовь к искусству» [5, л. 4]. На одном из таких вечеров было исполнено первое сочинение юного композитора «Старинная мелодия» для скрипки и фортепиано в соавторстве с Митей Гуглинским. Можно только поражаться, как в такое сложное и голодное время молодое поколение стремилось к духовности, увлекалось совместным творчеством, постижением нового и прекрасного.
При поступлении в Оренбургский педагогический техникум П. П. Малому после испытаний было предложено учиться сразу на третьем курсе, но он отказался и сел за парту с первокурсниками с января 1923 года. Именно в техникуме он начал серьезно заниматься музыкой под руководством преподавателя музыки и пения Ивана Петровича Соколова, который рассмотрел в молодом студенте недюжинные музыкальные способности. Учебу в техникуме Павел Петрович совмещал с преподаванием рисования в школах Оренбурга. За четыре года пребывания в Педагогическом техникуме под руководством И. П. Соколова, «очень хорошего педагога, пианиста и композитора», «я прошел элементарную теорию музыки, одноголосное сольфеджио, 2 года учился играть на скрипке, все время пел в хоре» [3, л. 23]. Павел Малый начинает самостоятельно обучаться игре на фортепиано, но потом параллельно с учебой в техникуме посещает по вечерам музыкальную школу, осваивая игру на фортепиано и теоретические дисциплины. Одновременно начинает сочинять музыкальные произведения. Как пишет он в автобиографии: «постепенно мой кругозор начинает расширяться, я вижу, что мне не хватает знания гармонии, контрапункта, музыкальных форм, музыкальной литературы» [3, л. 23-23 об.]. Павел Петрович выписывает учебники Римского-Корсакова, Аренского, Катуара и других, решает массу задач по гармонии и контрапункту строгого и свободного стиля; приобретает фортепианную, хоровую и вокальную литературу, изучает ее, много сочиняет своей музыки, работая по ночам. На четвертом курсе Малый становится помощником руководителя хора, а на выпускном вечере впервые прозвучало его произведение для двух скрипок и фортепиано «Прощание».
Судьбоносной стала встреча Павла Петровича  летом 1925 года с «живым» композитором П. Ф. Шубиным, которому студент Педтехникума показал свои первые опыты. Композитор очень внимательно отнесся к юноше и его музыкальным сочинениям. Особенно похвалил романс «Полдень» на слова Щепкина, назвав его «рахманиновским». Шубин оценил самостоятельное освоение Малым гармонии и посоветовал заняться игрой на фортепиано: «Пианист из вас уже не выйдет, но композитору нужно свободно владеть этим универсальным инструментом» [3, л. 24 об.]. Дал и еще один важный совет – изучать русскую народную песню, что очень важно для композитора. Павел Петрович в своих воспоминаниях отмечал, что советы И. П. Соколова и П. Ф. Шубина помогли принять окончательное решение заниматься музыкой, оставив надолго живопись и поэзию. В июне 1926 года П. П. Малый оканчивает  Педагогический техникум с квалификацией школьного учителя 1-й ступени (учителя начальных классов – Н. К.) и рекомендацией ехать учиться в Ленинградскую консерваторию.
Отдельная страница жизни Павла Петровича Малого – профессиональное обучение музыке. Опоздав к приемным экзаменам в консерваторию, оренбуржец был принят в  Первый государственный музыкальный техникум имени М. И. Глинки сразу на второй курс теоретико-композиторского отделения в класс профессора Михаила Михайловича Чернова. Как писал в воспоминаниях Малый, его самостоятельные занятия не прошли даром, он успешно выдержал конкурсные испытания, соревнуясь с ленинградцами, что «неплохо для Оренбургских степей» [3, л. 25]. Большой интерес представляет переписка Павла Петровича со своими родителями в период обучения в музыкальном техникуме. Нужно отметить, что подробность, даже педантичность в описании событий своей жизни были присущи не только Павлу Малому, но и его отцу, видимо, это и передалось от отца. Несомненно, что это большая удача для исследователей жизни и творчества композитора-фольклориста. 
Павлу Петровичу приходилось испытывать большие бытовые трудности, которых он немало перенес и в былые годы, но огромная любовь к музыке и ее сочинению помогала преодолевать все преграды. Так, из его писем узнаем, что довелось скитаться по съемным квартирам или жить у знакомых на кухне, когда не было возможности элементарно выспаться или позаниматься, т.к. кроме подоконника писать было не на чем. Постоянная нехватка денег и продовольствия не давали возможности полноценно питаться, за что очень переживали родители. Несомненно, выручали денежные переводы и посылки из дома, состоящие в основном из куска свиного сала и сухарей. Тем не менее, обучение шло своим чередом, о чем подробно рассказывал в своих письмах Павел Малый. Гармония давалась студенту легко, в решении задач по гармонии Павел был в числе первых, а вот с практическим сочинением было хуже: «пишу не «пианистично», т.е. не употребляю благородных для пианиста пассажей, так как сам не пианист» [6, л. 5 об.].  Также в письме за февраль 1927 года сообщается, что сочиненная тема для вариаций одобрена профессором Черновым («отметка – молодец!»), написаны уже четыре вариации на эту тему. Написан еще Прелюд №3, но поскольку это сверх программы, то на проверку не отдается. При изучении музыкальных форм дошли до сонатного allegro, а по инструментовке начали изучать группу медных духовых инструментов. Пишет Павел Петрович и о пропущенных за месяц занятиях игры на скрипке, видимо, платные и посещаемые просто по собственному желанию, причиной тому стали непредвиденные расходы на ремонт карманных часов и серьезный нарыв большого пальца, из-за которого невозможно было заниматься на скрипке и фортепиано.
Помимо занятий в музыкальном техникуме П. П. Малый посещает концерты классической музыки в филармонии и консерватории. «Вчера слушал в консерватории приехавшего на концерты в Ленинград 20-летнего пианиста Льва Оборина (ученик Московской консерватории), который взял первую премию на конкурсе лучших исполнителей Шопена. Завтра иду в филармонию слушать 9-ю симфонию Бетховена под управлением Кнаппертсбуша (из Берлина)» [6, л. 16 об.]. Слушание концертов выдающихся исполнителей, знаменитых классических произведений – просто насущная необходимость для любого музыканта. Вряд ли Павел Петрович в эти годы смог бы услышать что-либо подобное в Оренбурге. За годы обучения в техникуме Малый пополнил свой музыкально-образный багаж, развил композиторский и исполнительский слух и обогатился духовно.
Павел Малый старался упорно учиться, осваивая профессию композитора, подробно описывал сдаваемые зачеты и отметки за них, но и молодые годы давали знать о себе. Так, например, после одного из концертов в консерватории устраивались танцы для студентов: «хочется посмотреть хотя бы один раз на новые танцы – фокстрот и др.» [6, л. 15]. Но главное в эти годы, помимо музыкального образования, душевная привязанность и влюбленность в свою однокурсницу из Оренбургского педагогического техникума Верочку Никонову, Веточку, как он ее называл. Ее, вероятно, распределили по окончании техникума в казахский город Аулие-Ата (современный Тараз). Еще в самом начале совместной учебы, в сентябре 1923 года Павел посвящает Вере Никоновой песню «Юность», автором слов и музыки которой был он сам. Немало строк в письмах посвящено покупке билетов, что было достаточно сложно в те годы, лишь бы увидеться с Верочкой, ставшей через несколько лет верной подругой жизни Павла Петровича.
В 1928 году П. П. Малый оканчивает музыкальный техникум им. М. И. Глинки с квалификацией «теоретика с композиторским уклоном», но остается еще на один учебный год вместе с некоторыми выпускниками класса профессора М. М. Чернова для прохождения дополнительного курса изучения фуги и практического сочинения. Обучение Павел Петрович совмещает с педагогической работой и руководством хорами музтехникума и самодеятельными хорами Ленинграда. Это дает ему неоценимый опыт для музыкально-педагогической и композиторской деятельности.
Таким образом, личный архивный фонд Павла Петровича Малого дает возможность проследить истоки его музыкальности и путь становления композиторского таланта. Как и выдающийся советский композитор Арам Ильич Хачатурян, начавший заниматься музыкой с пятнадцати лет, что поздно для музыканта, Павел Петрович своим упорством, целеустремленностью и большой любовью к музыкальному искусству добивается освоения профессии и творческих высот композитора и фольклориста Оренбургского края.

Список источников и литературы:
1.    Исаенко, В. Служить Музыке. – Оренбург: Печатный дом «Димур, 2008. – 308 с.
2.    Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО) Ф. 2919 Оп. 1. Д. 189.
3.    ОГАОО Ф. 8351. Оп. 1. Д. 3. 
4.    ОГАОО Ф. 8351. Оп. 1.  Д. 5. 
5.    ОГАОО. Ф. 8351. Оп. 1. Д. 8. 
6.    ОГАОО. Ф. 8351. Оп. 1. Д. 124.
7.    Оренбургская биографическая энциклопедия. — Оренбург: Оренб. кн. изд-во; М.: Русская книга, 2000. – 330 с.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте