Ерогодский Трехсвятительский приход

Тип статьи:
Авторская

ЕРОГОДСКИЙ ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ ПРИХОД

В 1850-е годы в деревнях верховья рек Верхняя и Нижняя Ёрги численность населения растет. По переписям (Ревизская сказка) на 1858 год проживает: в Ерогодском починке мужского пола — 43 и женского пола — 55, в Илатовском починке мужского пола — 22 и женского пола — 21, в Малоерогодском починке мужского пола — 9 и женского пола —
6. Все жители этих поселений являются прихожанами Дмитриевского Николаевского прихода Вельского уезда, хотя и находятся на территории Велико-Устюжского уезда.
Из предписания Палаты Государственных Имуществ: «…самовольно поселившиеся крестьяне…в казенной Удимской даче и образовавшие там три починка: Абрамовский, Мало-Ерогодский и Больше-Ерогодский причислены уже бывшею Палатой Государственных Имуществ со второй половины 1863 года из Вельского уезда, где они первоначально проживали, в Устюжский уезд».
В Летописи Дмитриевской Николаевской церкви местный священник Вениамин Петропавловский в 1868 году описывает событие, которое было в том году: «… В прошлом 1867 году 28 сентября… Приход называется Дмитриевским Николаевским от церквей великомученика Дмитрия Селунского и Святителя Николая Мирликийского. Прихожане все чисто русские, православные, крестьяне ведомства государственных имуществ, и составляя Семеновское волостное правление, разделяются на два общества — Семеновское и Дмитриевское… Устюжского уезда по починкам:
Абрамовском, Больше-Ерогодском, Илатовском и Шамановском, — все сии деревни составляют первую половину прихода… Деревни же Устюжского уезда Абрамовский, Больше-Ерогодский, Илатовский и Шаманский починки составляют особенное Ерогодское общество, подлежащее ведению Нестеферовского волостного правления Устюжского уезда».
Малоерогодский починок причислен в Будринское сельское общество Устюжского уезда, и его жители стали прихожанами Будринской Ильинской церкви. Абрамовский, Большеерогодский, Илатовский и Шамановский починки основали Верхне-Ерогодское сельское общество, но оставались прихожанами Дмитриевской Николаевской церкви.
В первой половине XIX века в этом приходе был священником Павел Первушин, а затем его сменил Михаил Иванович Романов (1819–1877).
Церковь находилась в деревне Алферовская (приход Дмитриевский). Многие деревни прихода находились на дальнем расстоянии. Самая дальняя деревня в Верхне-Ерогодском сельском обществе Шамановский починок была удалена от церкви на расстояние около 80-ти верст. Попадать туда легче только по зимнику (дорога зимой) на лошади, запряженной в сани, а в межсезонье и распутье, когда даже ручьи выходили из берегов, так не пройдешь и не проедешь. В деревне Больше-Ерогодский починок была
часовня. Неизвестно с каких времен, но в первой половине XIX века она уже существует. Периодически приезжал священник из прихода, недели на две, когда уже восстанавливался сюда путь. Ему надо было успеть исповедать и причастить тяжелобольных, окрестить новорожденных, отпеть умерших, заодно отслужить панихиды, совершить молебствие в часовне. Прихожане ждали добродетеля как праздника и специально к его приезду варили пиво.
Отдаленный край прихода оживлялся.
В 1867 году: в Абрамовском починке насчитывалось — 3 двора, жителей мужского пола — 12 и женского пола — 7; в Больше- Ерогодском починке — 23 двора, мужского пола — 76 и женского пола — 73; в Илатовском починке — 9 дворов, мужского пола — 31 и женского пола — 34; в Шамановском починке — 3 двора, мужского пола — 14 и женского пола — 10. Население сельского общества быстро росло, и здесь нужен был свой приход.
На всеобщем собрании жителей деревень Верхне-Ерогодского сельского общества «августа 10 дня 1876 года» слушали предписание «Нестеферовского волостного правления от 13 июля 1875 года за № 2146 и при оном отношение Вологодской духовной консистории» о том, что желают ли крестьяне приступить к строительству деревянной церкви с одним или двумя престолами и иметь при «оной особый причт». На этом сельском сходе они ответили: «… без церкви обойтись не можем по случаю неудобности к дальнему расстоянию от приходских церквей и болотистых к ним дорогам… А потому изъявляем полное согласие на постройку церкви и нарежем плодородной земли узаконенную пропорцию».
Из Благочинного 1-го округа Устюжского уезда 9 марта 1878 года получен ответ относительно строительства в Верхне-Ерогодском сельском обществе деревянной церкви и постройки её в Больше-Ерогодском починке, который является его центром. Были избраны на сельском сходе — Иван Васильевич Ипатов и Иван Пименович Илатовский для «заготовления материалов и других распоряжений по постройке церкви». Общество
не имело своего состояния, а денег на постройку не хватало, и сельский сход от 27 марта 1880 года решил поручить Ивану Пименовичу Илатовскому собрать подаяния. Постройка церкви началась 10 мая 1881 года.
Стараниями прихожан в 1883 году была построена Ерогодская Трёхсвятительская церковь. Располагалась она в 65 верстах от города Великий Устюг, на левом берегу реки Верхняя Ёрга в Больше-Ерогодском починке.
Святая православная церковь чтит память святых вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Три святителя прославились в IV веке богословскими трудами, борьбой с ересями. Их подвижническая жизнь служит примером вот уже 17 столетий.
Эти три святителя являются покровителями Ерогодской Трехсвятительской церкви. В их честь освящены два престола в холодном храме (30 января /14 февраля), в теплом храме главный — во имя Преображения Господня (6/19 августа).
Церковь была деревянная, с колокольней в одной связке на кирпичном фундаменте. Длина строения 15 сажень (1 сажень — 2,134 метра), ширина 5 сажень, высота неизвестна. В церковь вели три растворчатые двери; на колокольню, в кладовую — две одностворчатые. В теплом храме голландская печь. Церковь внутри богата иконами, церковной утвари мало; была библиотека, в которой находились книги религиозного содержания. Имелось
пять окон с железными решетками и тринадцать без них. Крыша из тесовых досок. Пять глав обиты жестью, а глава на колокольне обита жестью и золоченая. На колокольне три медных колокола: 20 пудов и 29 фунтов; 3 пуда и 8 фунтов; 1 пуд и 8 фунтов.
Сельское общество занималось выделением и расчисткой земельных участков и прочими довольствиями для использования их приходом и священнослужителями. При церкви земельная территория составляла 69 десятин 1477 саженей: 1 десятина 1250 саженей — усадьба с погостом, 16 десятин 9 саженей — пахотная земля; 15 десятин 898 саженей — сенокосные участки и 2 десятины 1200 саженей — под речкою; 33 десятины 520
саженей — скотский выгон. Была построена избушка для сторожа и изба
(дом) для проживания священнослужителей. Продолжалось строительство
и благоустройство прихода до его открытия.
Из Летописи Дмитриевского Николаевского прихода: «По указу Святейшего Синода от 13 августа… (вырвано)… 3597, Больше-Ерогодская Трех-Святительская церковь … (вырвано)… на самостоятельной с причтем из свящ… (вырвано)… к Устюжскому уезду… (вырвано)…». Метрические книги велись о бракосочетавшихся, родившихся и умерших по 1893 год
в Дмитриевской Николаевской церкве, а с 1894 года по 1926 год в Ерогодской
Трехсвятительской церкве».
В отчете церковно-приходских школ и школ грамоты за 1894/95 учебный год по Устюжскому уезду пишется: «Из 20-ти приходских церквей г. Устюга при трех открыты церковно-приходские школы. В уезде не имел школы только один, вновь открытый в предыдущем году, приход Ерогодский Трехсвятительский; но дело об устройстве и в нем школы грамоты начато».
Школа существовала с 1896 года по 1917 год, потом «временно закрыто». Учитель Василий Редькин с? по 1913 год. Александр Сапожников, священник с 24.01.1914 г. (жалованье из казны в год 294 р.) и «законоучитель местнаго училища» (школа) с 21.03.1914 г. (жалованье 60 р.).
С 1909 г. при церкви существовало попечительство. В первый попечительский Совет вошли прихожане: Андрей Рогачёв, Алексей Илатовский, Стефан Ипатов и Лаврентий Сильницкий (Синицкий).
Ерогодский Трехсвятительский приход изначально входил в Вельский уезд. Из ведомости по финансовой смете Святейшего Синода 1894 год:
«Вельский уезд. № 43 прих. Больше-Ерогодский: священник. 294 Рубли.
псаломщик. 98 Рубли. Предполаг. вновь назн. из казны в пост. сод. с 1894
г.». Из этого писания можно понять, что смета составлена на 1894 год. Кто служители церкви, так сведений нет, вырвано в Летописи часть писания за 1893 год.
Приход переводится с 1894 года в Великоустюжский уезд, и церковь приписывается в «Устюжское городское благочиние» (ВЕВ 1900 г.):
«Город Устюг. Успенский собор. Настоятель… 1… 22. Трехсвятительская Большеерогодская Устюжскаго у.» и (ВЕВ 1908 г.): «Список… и церквей Вологодской епархии…. Город Устюг. 1)… 23). Трехсвятительская Большеерогодская…».
Священнослужители:
Арсений Воробьев — священник с 05.10.1893 г. по 12 февраля 1904 г. —
«согласно прошению уволен заштат». Награждения: «… Священник
Ерогодской Трехсвятительской церкви Устюжскаго у. Арсений Воробьев
9 ноября (1903 г.) награжден скуфьею». В 1907 году: «Преподано благосло-
вение Св. Синода без грамот лицам: духовнаго и светскаго званий за за-
слуги и пожертвования по духовному ведомству, заштатному священнику
Трехсвятительской Ерогодской ц. Устюжскаго у. Арсению Воробьеву…».
Николай Копосов — псаломщик с 9.08.1895 г. по 23.03.1899 г.
Петр Кичанов — псаломщик с 10.05.1899 г. по 13.03.1902 г.
Леонид Попов — священник с 30.01.1905 г. по 23.03.1908 г.
Василий Попов — псаломщик с ~ 1902 г. по 23.06.1905 г.
Александр Козлов — псаломщик с 5.07.1905 г. по 3.07.1909 г.
Николай Чижов — псаломщик с 4.07.1909 г. по ~ 1909 г.
Михаил Соколов — псаломщик с 9.11.1909 г. по 23.01.1913 г.
Николай Лобанов — священник с 7.09.1908 г. по 16.06.1912 г. — «соглас-
но прошению уволен заштат» по 4. 02.1913 г.
Николай Богданов — священник с 19.10.1912 г. по 10.07.1913 г. «Умерли:…;
священник Ерогодской Трехсвятительской ц. Николай Богданов, 10 июля
(1913 г.);…». Похоронен Николай Платонович Богданов на погосте у церк-
ви. Многие бывшие жители деревни видели могилку и говаривали: «Здесь
поп похоронен».
Павел Тихомиров — псаломщик с 23.01.1913 г. по 10.02.1914 г.
Александр Сапожников — священник с 24.01.1914 г. по ~ 1918 г.
Димитрий Кознов — псаломщик с 11.02.1914 года.
Дмитрий Андрианович Кознов (1885 г.р.), видимо, был последний слу-
житель Ерогодского Трехсвятительского прихода. И, несмотря на все здесь
происходящие события, продолжал служение до самого закрытия церкви
в 1926 году. Остался с семьей проживать в деревне Больше-Ерогодский по-
чинок. В 1935 году был осужден за веру Христову на шесть месяцев лише-
ния свободы. В 1937 году 6 августа снова был арестован и по обвинению
за контрреволюционную агитацию 14 сентября 1937 года приговорен к 10
годам ИТЛ (Исправительный трудовой лагерь). Дальнейшая его судьба
неизвестна. В 1989 году 15 июня был реабилитирован.
Клировая ведомость за 1917 год:
«Ерогодская Трехсвятительская церковь построена в 1883 году, тщанием
прихожан. Находится на расстоянии от Консистории в 523 верстах, от мест-
ного благочинного в 82 верстах, духовного Правления в 65 верстах, от уезд-
ного города Устюга в 65 верстах. Ближайшие церкви: в г. Устюге в 65 верстах
и Дмитриевская Николаевская церковь, Вельского уезда, в 48 верстах.
Престолов в ней два: в холодном храме во имя Трехсвятителей, а в те-
плом во имя Преображения Господня. По штату положены священник
и псаломщик. Жалования: четыреста рублей в год с вычетом 2 % в пенсион-
ный капитал. Кружечных доходов за 1917 год — 20 рублей. Другие источни-
ки содержания членов причта и количество поступающих в них дохода: от
земли получено зерна и сена на 40 рублей, разных сборов во время празд-
ников рублей на 20. Качество церковной земли: пахотная каменистая, а се-
нокосная кочковатая и много пней, для работы неудобная. Средний доход,
ею приносимый — 42 рубля.
Церковь зданием деревянная, ветхая (возможно крыша дает течь и дру-
гие разные неполадки). Дома для священнослужителей на церковной зем-
ле построены тщанием прихожан в 1914 году и составляют собственность
церкви. Избы новые, а подворные пристройки ветхие. Других зданий при-
надлежащих церкви нет. Приписанных к ней церквей и часовен нет, кла-
дейшных и молитвенных домов тоже нет. Утварью малодостаточна, а книги
для церковного круга имеются в достаточном количестве. В библиотеке на-
ходится книг, предназначенных для чтения 10 томов разных авторов и по-
знаний. Опись церковного имущества заведена с 1894 года, хранится в це-
лости, проверена в 1909 году. Исповедные росписи и копии с метрических
книг хранятся в целости с 1894 года. Приходно-расходные книги о суммах
свечной и церковной за шнуром и печатью, ведутся исправно. Церковные
деньги в целости за ключом старосты и печатью церковной. Сумма непод-
вижная состоит в кредитных учреждениях 100 рублей, билет находится
в целости и хранится в церковном казнохранилище вместе с церковными
суммами. При церкви состоит старостою крестьянин Феодор Арсениев
Ипатов, который должность свою проходит с 14 июня 1916 года.
В 1917 году поступило церковных сумм в расход: на покупку свечей —
146 руб. 40 коп.; на приобретение или устройство домов причта — 0; на
жалованье сторожам — 0; на покупку красного вина, деревянного масла,
ладана, муки для просфор — 137 руб. 29 коп.; на заготовление метрических,
клировых и других книг, бланковых листов для письмоводства и отчет-
ности — 54 руб. 57 коп.; на пополнение церковной библиотеки и выписку
журналов — 0; на нужды местной церковно-приходской школы — 0; на раз-
ные другие мелочные и случайные потребности — 0.
В приходе имеются школы: 1) Министерское училище и 2) Илатовская
земская, временно закрыто. Школа помещается в церковном доме, передана
«Министерству» и на ее содержание отпускается от «Устюжскаго Уезднаго
Школьнаго Совета». В этом году в ней обучается 20 мальчиков и 12 девочек.
Ведомость о приходе по деревням: Больше-Ерогодской (при церкви) —
59 дворов, 208 муж. душ и 210 жен. душ; Абрамовской (в 10 верстах) — 17
дворов, 70 муж. душ и 59 жен. душ; Вологжанской (в 5 верстах) — 2 двора,
5 муж. душ и 10 жен. душ; Илатовской (в 13 верстах) — 35 дворов, 121 муж.
душ и 118 жен. душ; Шамановской (в 14 верстах) — 4 двора, 7 муж. душ
и 14 жен. душ. Итого в приходе — 117 дворов, 411 муж. душ и 411 жен. душ.
В том числе: духовных — 2 двора, 4 муж. душ и 8 жен. душ.; крестьяне —
115 дворов, 407 муж. душ и 403 жен. душ.
Преосвященный по отсутствию дороги не посещал Ерогодский
Трехсвятительский приход.
Клировую ведомость писал священник Александр Николаевич
Сапожников 16 января 1918 года».
В Клировой ведомости церкви пишется: «… построена в 1883 году…»,
а в ВЕВ 1902 года: «Список деревянных приходских храмов ныне су-
ществующих в пределах Вологодской Епархии. VI. Устюжский уезд 76.
В Трехсвятительском Больше-Ерогодском приходе Церковь одноэтажная
на каменном фундаменте с колокольнею в связи, строена в 1884 году и ос-
вящена в честь трех Святителей в 1884 же году. От Вологды 538, от Устюга
65 верст».
После Октябрьской революции 1917 года приход оставался действую-
щим. В него входило пять починков: Больше-Ерогодский, Абрамовский,
Илатовский, Шамановский и Вологжанский.
Эти деревни находились от церкви на расстоянии от 5 до 14 верст.
Прихожане обязывались не допускать политических собраний, произ-
ношение враждебных речей против Советской власти. Также обещали из
своих средств производить оплату всех текущих расходов на содержание
прихода: ремонт церкви, отопление в ней, страхование, налоги и другие.
После очередного обследования Управлением милиции из районно-
го центра 10 ноября 1924 года начали предъявлять претензии к церкви.
Составлялись разные акты и отправлялись на привлечение к ответствен-
ности. За целый период 1925 года следовали постановления и указы о за-
крытии церкви, если прихожане не отремонтируют ее и не уплатят налоги.
В письме от 21 февраля 1926 года прихожане писали в районное Управление
милиции, что в декабре 1924 года сельская община обязывалась ремонти-
ровать церковь и в 1925 году на свои личные средства отремонтировали
крышу, а на ремонт в 1926 году уже собраны. Власти Великоустюгские
не приняли во внимание их письменное прошение и в ноябре 1926 года
закрыли церковь. Были составлены опись всего церковного имущества
и список служителей прихода. Вышло постановление 24 февраля 1930 года
о передаче церкви под колхозный склад. Прихожане пишут заявления
и письма с просьбой не размещать в церкви склад ни под зерновые, ни подо
что-то иное и просят не глумиться над их душами. Просьба их не была
удовлетворена. Куда девалось церковное имущество, никто не знает. Храм
с годами постепенно разрушался, а затем его и вовсе разобрали. Фундамент
под ним разваливался, но еще до сих пор частично сохранился. Земельные
участки: пахотные, сенокосные, поскотины и усадебные, перешли в колхоз-
ное пользование. Земля, что была у церкви, потом стали называть — «поле
под церквой».
С закрытием Ерогодского Трехсвятительского прихода православным
жителям верхнеерогодских деревень нужно было попадать в церкви города
Великий Устюг или же опять-таки в Дмитриевский Николаевский приход
на реке Устье.
Жительница деревни Целинская Рогачёва Анна Александровна вспо-
минает: «Жили мы тогда на хуторе у озера, что в четырёх километрах
от Дмитриево. Шёл 1927 год. Родители взяли меня с собой в церковь…
Запомнилась такая картина. На Устье — огромная, длинная прорубь.
Очень много нарядно одетых людей, особенно молодёжи. Попы. С Ёрги
много богатых. Их было видно сразу: в хороших валенках, загнутых сверху,
в калошах». В 1930 году эту церковь постигла такая же самая участь, что
и Ерогодскую Трехсвятительскую. Верхнеерогодским верующим был
только один путь в Великоустюгские церкви, а они находились на расстоянии
от 60 до 80 километров. В крестьянской жизни, вообще полной разных
лишений и невзгод, встретилось еще одно тяжелое для души условие —
отдаленность от храма. Попадать туда было очень сложно.
Дальность расстояния с зимними вьюгами, метелями и мороза-
ми, а особенно в пору межсезонья, когда весенние разливы рек и ре-
чек находились в половодье, перекрывая дорогу, да осенние дожди
с непроходимой грязью — становились непреодолимой преградой.
Все это иногда на продолжительное время лишало крестьян отрады
и утешения побывать в Божьем храме. Находясь вдали от него, не слыша
благовеста церковного колокола, крестьяне верхнеерогодских деревень
в воскресные и праздничные дни по большей части работают: ездят в лес
по дрова, за сеном, в хозяйстве всегда дел полно. Но в людях, лишенных
духовного утешения и благодатного освежения духовных сил, вера в Бога
не ослабевала, и религиозное чувство не охлаждалось: оставалась потреб-
ность помолиться со своим духовным отцом, побеседовать с ним, поведать
все свои радости, печали и скорби.
Издавна на Руси принято было широко отмечать престольные (при-
ходские) праздники. На Верхней Ёрге таковым является 12 февраля, день
святых покровителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоуста Ерогодской Трехсвятительской церкви. Верхнеерогодские жи-
тели называли — «наш праздник». Сверху церкви возвышался золоченый
купол. Ликующе разносился праздничный благовест со звонницы, оглашая
близкие и далекие окрестности. Перезвон колоколов был слышен за много
верст.
Празднично наряженные прихожане спешили на богослужение в цер-
ковь. Из всех окрестных деревень многие жители съезжались на лошадях,
запряженных в красивые выездные сани-кошевки, на раскрашенных дугах
звенели колокольчики и подзвончики, а сбруи украшены различными бле-
стящими металлическими бляшками, разноцветными лентами и кистями.
Праздник выглядел нарядно, богато, шумно и торжественно. В этот же са-
мый день приезжали родственники, гости с верховья реки Устьи из дере-
вень Кырканды, Березника, Мехреньги и многих других.

Изображение

+1
Светлана Никитская Светлана Никитская 2 месяца назад #

А традиции купания в проруби на Крещение, я так понимаю, тогда не было?

0
Илатовский Алексей Николаевич Илатовский Алексей Николаевич 2 месяца назад #

Всего скорее, что не было в нашем крае такого, поскольку никаких писаний (сведений) про купания в проруби на Крещение в старые времена — не встречал.

Краеведческая карта

Поиск на сайте