ВЕРХНЕ-ЕРОГОДСКИЙ КРАЙ

Тип статьи:
Авторская

ВЕРХНЕ-ЕРОГОДСКИЙ КРАЙ

«Потайная волость" на Ёрге

По донесениям архиепископа Великоустюжского Гавриила только в одной Черевковской волости в 1742 году имелось семь старообрядческих пу'стыней и скитов, где староверы жили в десяти избах. Кроме того, в прилегающих к Великоустюжской епархии волостях Архангелогородской епархии было найдено десять изб, в которых проживали 39 староверов.
Исследователь старообрядчества Д. И. Сапожников приводит несколько другие цифры: «7 скитов на реке Уфтюге и выше их по течению еще 10 пу'стыней, а в Черевковской волости на реках Северной Двине и Ёрге, да на границе с Архангелогородской епархии еще 10 отдельных обителей».
В книге (автор запретил цитировать текст без его разрешения) пишется, что в Дмитриевской волости в глухих лесах тоже стали скрываться старообрядцы, образовавшие там не только отдельные семьи, но и целые поселения. Скиты располагались в таежных дебрях, как правило, они тяготели к водоразделам рек, к наиболее труднодоступным местам. Скит представлял собой небольшую деревеньку, включавшую от одного до пяти
дворов, и отличался тем, что имел общее хозяйство. Жили они семейно, не делясь на мужские и женские общины. Правительство разыскивало таких старообрядцев и уничтожало их скиты и поселения. Крестьяне сочувствовали староверам.
В Дмитриевской волости произошел раскол жителей деревень на два лагеря: в один вошли старообрядцы и сочувствующие им, а также те, кто поддерживал их мнение на уплату налогов «повытно» — с надела земли; в другой входили «церковники» — за налог с души, и к таким в основном относились богатые мужики, которые признавали новые церковные уставы и царские законы. Они имели лучшие и большие земли, так им было выгоднее платить налог с «души», а не с количества земли. В лагерь «староверов» в основном вошли бедняки и середняки.
В 1772 году в волости происходили очередные выборы на пост соцкого, и были выдвинуты две кандидатуры: из д. Бакулинской Потап Михайлович Синицкий и от «церковников» самый богатый в волости из деревни Маншинской Олекса Ипатов. Выбран был П. М. Синицкий.
Став соцким, так он не преследовал старообрядцев, а наоборот помогал им устраиваться в глухих лесных дебрях и предупреждал о карателях. В дремучих лесах Дмитриевской волости и особенно на реке Ёрге образовалось нечто «потайной волости». Правительство узнало о существовании этой «волости». Мужик-одиночка жил здесь недалеко на пожне, так поссорился со скитниками из-за загнанного им лося, а они убили. Он пожаловался
начальству. И с двух сторон: от Красноборска и с Дмитриевской волости пошли цепью отряды карателей, присланных из города Великого Устюга, на эту самостийную волость на Ёрге. Поселения старообрядцев были сожжены, а жителей арестовали и угнали в город Великий Устюг. Затем наказанных разослали по прежним местам жительства до Ёрги. Имущество их разграбили солдаты, а что еще оставалось ценного, так растащили крестьяне
из ближайших деревень.
Соцкий, Потап Михайлович Синицкий, за укрывательство был наказан конфискацией всего имущества и отдачей его двух сыновей Егора и Александра в рекруты.
Посмотришь на карту (конец XVIII века) Великоустюжского уезда и увидишь на ней пустое не заселенное пространство. Первые впечатления при взгляде — глухомань, нехоженый лесной массив. В воображении возникает таинственная и неизвестная загадочность, а где же спрятались деревеньки в этих безмолвных дремучих чащах да бескрайних болотах.
Видимо, даже «заволочская чудь» здесь никогда не обитала.
Исследуя историю Великоустюгского района, а именно про поселения в верховье рек Верхняя и Нижняя Ёрги, так есть только предположения историков, что в давние времена здесь был путь. С верховья реки Устьи перебирались по «волокам» на эти реки, а, спустившись к реке Сухоне, попадали по ней в Великий Устюг. Происходило такое и в обратном порядке, с Устюга на Устью.
Есть еще одно упоминание про реку Верхняя Ёрга: «Ходили разбойники по Верхней Ёрге, и вниз по ней спускались, и вверх подымались».
Действительно, такое происходило в начале 1600-х годов, что шайка разбойников с реки Устьи сплавлялись по Ёрге до реки Сухоны и занимались грабежом. Признается в этом и сам атаман Лопатин в своем письме:
«… Мы грабили божьи церкви, а нас за то бог наказал…». Как по этому письму, так и по местным преданиям, разбойники на Устью только скрывались: «Так ведь грабетчики-то те далеко вверх ушли, знать, чтоб на Устью перевалить…».
Ведь кроме этих сведений про Верхнюю и Нижнюю Ёрги так больше же никаких нет. Полагаю, что старообрядцы и являются первыми, кто здесь основал поселения. После их выселения и на уже обжитые ими места затем стали переселяться крестьяне из Устьянской Дмитриевской волости.

Изображение

Государственные крестьяне

В конце XVIII века на территориях Великоустюжского и Вельского уездов Вологодской губернии помещичьих владений практически не было, и все крестьяне считались государственными.
Крестьяне в эти самые времена облагались денежными налогами и выполняли различные повинности, особо страдали от рекрутской повинности. Положение крестьян стало ухудшаться от внесения дополнительных сумм на содержание старост и других местных чиновников, а подушная подать и денежный оброк возросли во много раз. Тяжелыми были натуральные повинности.
Реки в условиях Русского Севера служили основой земледелия, рыбного промысла и сенокосов. Зацепившись за приречный участок земли, крестьяне могли какое-то время довольствоваться безлесными территориями у реки. Однако уже в середине XVIII века ресурс таких земель исчерпался, «Потайная волость» на Ёрге и нужно было вторгаться в лесные массивы, а это длительное и трудное дело. Причиной недостатка земель стала плотная заселённость. Ревизии, переписи населения были нерегулярны, а земельные наделы нарезались только на мужскую душу. Семьи росли, стало не хватать пахотных и сенокосных земель. Крестьяне начали искать свободные казенно-крестьянские
лесные дачи, тянувшиеся по берегам рек и речек.
К концу XVIII века было достаточно плотно заселено среднее и верхнее течение реки Устьи (Вельский уезд) и нижнее течение рек Верхняя Ёрга, Нижняя Ёрга (Великоустюжский уезд). Нужда отрывала крестьян с родных мест и гнала их на поиски новых свободных земель.
Всё это обусловило активную крестьянскую колонизацию неосвоенных земельных пространств в верховьях рек Верхняя Ёрга и Нижняя Ёрга.

Первые переселенцы

После изгнания старообрядцев с Ёрги началось переселение крестьян из деревень с реки Устьи на бывшие обжитые поселения староверов.

Первыми переселенцами в верховье реки Верхняя Ёрга были родственники из деревни Маньшинской (Блядово, у Блядых) Ипатовы: Корнил Гавриилович — «1 июля 1785 года у крестьянина Корнила Ипатова сын Федор, 15 лет от роду, глуп и нем, из новопоселенной деревни при речке Ёрге из дому своего июня 9 дня в одной рубашке отлучился, а куда не известно», и Каллистрат Севастьянович — «14 сентября 1786 года у крестьянина новопоселенной деревни при речке Ёрги Каллистрата Севастьяновича Ипатова родился сын Назар». Поселение их называется — Ёрга или Ёрговская.
В 1787 году появилось первое упоминание о деревне Ерогодский починок (Ёрга, Ёрговская). В межевой карте зафиксирована «новая деревня Ерогодский починок по реке Ёрге, отданная с землями в оброк из Красноборского уездного казначейства черносошным крестьянам…
В оной деревне налицо 8 мужского и женского полу душ». Почему жителей так мало, ведь здесь должны жить две семьи? Оказывается, что Корнил Гавриилович Ипатов с семьей переселился обратно на реку Устью: «8 октября 1789 года у крестьянина деревни Бородинской (Березник) Корнила Гавриловича Ипатова родилась дочь Пелагея».
В последующие времена, до 1816 года, с реки Устьи также переселились в Ерогодский починок: Ипатов Федор Иванович и Ипатов Кузьма Алексеевич из д. Маньшинская, Попов Сергей Игнатьевич из д. Алферовская, Окишин Петр Яковлевич из д. Туткомина и Синицкий (Сильницкий) Петр Никитич из д. Васьковская (Слободки). Видимо, в деревню Ерогодский починок переселился еще крестьянин с р. Устьи по фамилии — Ботыгин (других сведений нет), поскольку в переписях (Ревизская сказка) 1834, 1850 и 1858 годов по этой деревне семья Ботыгиных — не упоминается, но за 1838 год в Исповедной ведомости Николаевской Дмитриевской церкви по деревне Ёрговской пишется: «… вдова Параскева Ботыгина, 46 лет, дети ее…».
В дальнейшем, поселятся здесь жители с реки Устьи — Паршины.
Деревня Ерогодский починок располагалась как на правом, так и на левом берегах реки Верхняя Ёрга и, соответственно, разделилась на два поселения — «Деревня I» и «Деревня II».
Малоерогодский починок в верховье реки Нижняя Ёрга основал переселенец с реки Устьи — Степан Мокеев Ипатов: «По Указу Казенной Палаты из деревни Яковлевской в 1817 году». Семья Ипатовых затем покинула деревню: «Сосланы в Сибирь на поселение в 1853 году».
В этом починке новые жители, переселенцы с реки Устьи: «Гурьян Иларионов Ананьин — перечислены из Деревни Новошинской в 1853 году» да братья Андрей и Зотик Казаковы — «перечислены из деревни Целинской в 1853 году».

Следующие переселения

Ниже по течению реки Верхняя Ёрга и впадающей в неё речки Нартица, в 13 верстах от д. Ерогодский починок, появляется новое поселение переселенцев-устьяков. На 1832 год здесь живут: Илатовский Пимен Степанович с семьей («7 марта 1832 года у крестьянина д. Наертицы (в документе записано так) Пимена Илатовского умерли дети: Семен, 3 года от роду и Ксения, 2 года от роду, оба от неизвестной болезни») и Попов Филипп Иванович
с семьей. «13 июня 1832 года у крестьянина д. Ёрговской (правильно будет д. Нартица) Пимена Леонтьевича (правильно — Степановича) Илатовского и жены его Дарьи Меркурьевны родилась дочь Акилина. Крещена 14 июня. Восприемники: той же деревни (Нартица) крестьянин Андрей Филиппович Попов и сестра его девка Татьяна (Андрей и Татьяна — дети Ф. И. Попова)».
В 1848 году П. С. Илатовский и Ф. И. Попов с семьями будут официально переведены: «Переведен Устюгского Уезда Нестеферовского Волостного Правления Ровдинского общества в деревню Нартитский починок в 1848 году». В последующие времена поселение получит название — д. Илатовский починок, а затем — д. Илатовская. У жителей в разговорной речи — д. Илатосько и д. Илатовское.
Абрамовский починок находится выше по реке Верхней Ёрге от Ерогодского починка в десяти верстах. Якобы: «В 1838 году крестьяне, братья Сысоевы Викул и Нестер Федотовичи, перечислены из д. Назаровской Вельского уезда в д. Абрамовский починок Велико-Устюгского уезда».
В настоящее время, по этому писанию, конкретных (подтверждающих такой факт) сведений нет, и исследования продолжаются. Надо сказать, что в переписи (Ревизская сказка) 1858 года братья Викул и Нестор Сысоевы числятся в д. Назаровской Дмитриевской волости. Возникает вопрос, так где же они жили? Полагаю, что жили они нелегально, примерно с начала 1830-х годов, на реке Верхней Ёрге, и для этого вывода есть некоторые
сведения.
Шамановский починок находится ниже по течению реки Верхняя Ёрга справа, на впадающем в неё Шамановском ручье, в 1,5 верстах от Илатовского починка (Нартитский починок). Якобы, первое упоминание: «В мае 1867 года межевщики Вологодской палаты государственных имуществ побывали в Верхне-Ерогодском сельском обществе и оставили
стрелка лесной стражи Акишина (Окишин) Тимофея Ивановича с семейством. Итого прибыло на новое место 10 мужских и 7 женских душ».
В переписи (Ревизская сказка) 1850 г. по д. Туткомины пишется: «2. Иван Фролов Акишин — Иван Фролов с сыном и внучатами выдворен в постоянную Лесную стражу во Устюжский округ в 1845 году». Возникает вопрос, так где же живет семья Акишиных в 1845 году и в последующие годы до основания ими поселения Шамановский починок в 1867 году? Исследование продолжается.
В 1877 году переселяется с реки Устьи из деревни Кондратовской (Кырканда) в д. Шамановский починок Аверьян Калинич Рогачев с семьей.
Вологжанский починок находился на речке Вологжанке, впадающей в реку Верхняя Ёрга, в пяти верстах вверх от д. Большой Ерогодский починок. В 1886 году 20 мая было удовлетворено прошение на жительство Лопатину Ивану Александровичу из деревни Филимоновская (Мехреньга) Вельского уезда в Верхне-Ерогодском сельском обществе.

Список населенных мест 1959 года

В конце XVIII — начале XIX веков крестьяне с реки Устьи Дмитриевской волости начали переселяться на реки Ёрги, находящиеся на территории Великоустюжского уезда. Были основаны поселения: Ерогодский починок (Ёрга, Ёрговская) на реке Верхняя Ёрга и Малоерогодский починок на реке Нижняя Ёрга. Эти деревни стали входить в Бестужевское волостное правление Дмитриевской волости Вельского уезда Вологодской губернии.
Поселение Нартитский починок (Нартица), основанный переселенцами с реки Устьи П. С. Илатовским и Ф. И. Поповым в самом начале 1830-х годов на реке Верхняя Ёрга, существовало нелегально до 1848 года. В этом году жители официально перечислились, и деревня вошла в состав Нестеферовской волости Ровдинского сельского общества
Великоустюгского уезда Вологодской губернии.
Нартицкий починок (Нартица) неизвестно в какое время переименован в Илатовский починок. В издании — «Список населенных мест по сведениям 1859 года» он записан с ошибкой — «Филатовский починок».

Изображение

Верхне-Ерогодское сельское общество

На территории Великоустюжского уезда, входящего в Вологодскую губернию, помещичьих владений практически не было, а все крестьяне считались государственными.
В 1858 году 4 декабря принята новая программа крестьянской реформы:
предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления.
Законом «О поземельном устройстве государственных крестьян» 24 ноября 1866 года началась реформа.
Крестьяне получили выборное самоуправление: низшей единицей самоуправления (хозяйственной) стало — сельское общество, и высшей (административной) единицей — волость. Избы, постройки, все движимое имущество крестьян считается их собственностью. Члены такого сельского общества владели надельной землей.
Из предписания Палаты Государственных Имуществ от 13 февраля 1868 года верхнеерогодскому сельскому старосте пишется: «… самовольно поселившиеся крестьяне в числе 68 душ мужского пола в казенной Удимской даче и образовавшие там три починка: Абрамовский, Больше-Ерогодский и Мало-Ерогодский, причислены уже бывшею Палатой Государственных имуществ со второй половины 1863 года из Вельского уезда, где они первоначально проживали, в Устюжский уезд… о которых бывшая Палата представляла лесному департаменту… которым разрешено остаться на этих же самых местах поселения в казенных дачах».
Из этого документа следует, что переселенцы проживают здесь с давних времен и имеют всё крестьянское обзаведение, а также причислены к Устюжскому уезду, то переселение их на прежние места невозможно, и им разрешено пользоваться местами, которые они имеют.
В «Летописи по Дмитриевской Николаевской церкви» за 1868 год в дневниковых записях местный священник Вениамин Петропавловский описывает: «… В прошлом 1867 году 28 сентября … В приходе сем Дмитриевском с 1861 года существует Семеновское волостное правление в деревне Туткомине… Деревни Устюжского уезда Абрамовский, Больше-
Ерогодский, Илатовский и Шаманский починки составляют особенное Ерогодское общество, подлежащее ведению Нестеферовского волостного правления Устюжского уезда».
Из упомянутых деревень было основано Верхне-Ерогодское сельское общество, и его жители остаются прихожанами этой церкви.
Больше-Ерогодский починок становится его центром.
Мало-Ерогодский починок со второй половины 1863 года перечисляется в Будринское сельское общество, и его жители становятся прихожанами Будринской Ильинской церкви.

Изображение

Количество дворов в верхнеерогодских деревнях по некоторым годам:

Больше-Ерогодский починок (Ерогодский) на 1834 г. — 6; 1850 г. — 7; 1859 г. — 8; 1867 г. — 23; 1874 г. — 23; 1913 г. — 50; 1917 г. — 59,

Абрамовский починок на 1867 г. — 3; 1874 г. — 3; 1896 г. — 7; 1913 г. — 13; 1917 г. — 17,

Илатовский починок на 1859 г. — 4; 1867 г. — 9; 1913 г. — 28; 1917 г. — 35,

Шамановский починок на 1867 г. — 3; 1896 г. — 4; 1917 г. — 4,

Вологжанский починок на 1886 г. — 1; 1913 г. — 2; 1917 г. — 2,

Поселение Выселка на 1887 г. — 1; 1913 — ;, 1917 г. — 1.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте