УСТЬЯНСКИЙ КРАЙ

Тип статьи:
Авторская

УСТЬЯНСКИЙ КРАЙ

Чудь заволочская

В верховьях реки Устьи первыми поселились две народности — зыряне
и чудь. Исследователи в настоящее время не выяснили, где ранее проживал
этот древний народ, и впоследствии названия деревень и рек на Устье отно-
сятся к финно-угорской языковой ветви. Автор самой древней Славянской
летописи «Повесть временных лет» монах Киево-Печерской лавры Нестор
первым в своём бессмертном труде упомянул о заволочской чуди (сейчас
так принято писать имя этого народа). Этот народ проживал в Устьянско-
Важском крае в конце I — начале II тысячелетия нашей эры. В X–XIII веках
славяне (новгородцы) называли эти места — Заволочьем. Славяне пришли
в Заволочье, где уже были поселения различных групп финно-угорских
племён и народов, среди которых исследователи называют — меря, весь
(вепсы), коми. Поселения были немногочисленные, они занимались охотой
и рыболовством, а славяне стали заниматься еще земледелием, и их судьбы —
русского и финно-угорских народов — навечно скрестились. Русский на-
род был многочисленнее и впоследствии растворил их в своей массе. Они
быстро освоили русский язык и ведение хозяйства. Так поселения заволоч-
ской чуди и русские поселения жили рядом до XVI века, пока не произошло
окончательное обрусение финно-угров.
Обширный по территории бассейн реки Устьи и привлек эти народы
для заселения, который активно стал ими осваиваться. Верховье реки Устьи
близко сходится с истоками рек Верхняя и Нижняя Ёрги, впадающих в реку
Сухону. Преодолев сухопутный волок между верховьями этих рек, можно
было попасть через реку Сухону в город Устюг, что и было использовано
местными племенами и русскими переселенцами как средство общения
и торговой связи.
В XVI веке, после взятия Новгорода царем Иваном Грозным, многие
из знатных жителей города, боясь репрессий, скрылись, устремившись на
реку Северную Двину, а там уже давно жили новгородские славяне. Однако
побоялись остаться проживать здесь и устремились по притокам на плотах
в лесную глушь. Многие из них оказались в верховье реки Устьи, окружен-
ной непроходимыми лесами и болотами. Занимались они в основном зем-
леделием, охотой и рыбной ловлей.
Предположение, по многим данным, что наши устьянские предки из
Великого Новгорода, вполне приемлемо. В книге В. Страхова «Двинские
дали» пишется, что в X веке берега Северной Двины уже были заселены
новгородцами, они оттеснили дотоле обитавшие здесь племена чуди, ко-
торые были вынуждены отойти вглубь лесов. Не говорит ли это все о том,
что они первыми попали в Устьянский край, а новгородские беженцы впо-
следствии врослись и смешались с ранними пришельцами, частично при-
няв их наречие. Возможно, первопришельцы дали повторные названия ре-
кам: Кулой, Мехреньга и другие, а также поселениям: Илатово, Кырканда,
Маншинская и прочие. В XIX веке уже трудно было выделить чистокровное
потомство новгородских переселенцев. В наречии устьяков очень много чу-
жого, неславянского. Еще в XX веке было в большом употреблении слово —
приставка к любому имени — «паре»: «Паре — Василий, к тибе пришов по
делу»; «Паре — робята, пошто неладно делайте!»; «Паре — Анна, што с то-
бою этакое?»; «Паре, дефки-то какие баские у Гришихи!» и так далее. А для
городского человека так это наречие не всегда понятно, и тут просто тре-
бовался переводчик.
Заволочская чудь совсем не исчезла. Она и по сей день живёт во многих
людях, заселивших верховья Устьи. Помимо топонимики и заимствования
в словах, она присутствует непосредственно в наших генах, и у устьяков
немало течёт крови заволочской чуди.

Устьянские волости

В X и начале XI веков в Двинской край стали проникать новгородцы.
К 1137 году относится упоминание новгородского погоста на реке Вели
(на месте современного г. Вельска). На реке Устье, при впадении в неё реки
Кокшеньги, известно Подгорное (Поташевское) городище, существование
которого относится в основном к концу XI — первой половине XIII веков.
На Устьянской территории открыто Усть-Пукомское (Матвеевское) горо-
дище при впадении в реку Кокшеньгу речки Пукомы.
Древнерусский погост — место сбора дани, центр небольшого админи-
стративного округа, небольших размеров крепость с деревянными или зем-
ляными укреплениями, церковью, административными и хозяйственными
постройками. Погосты платили в государственную казну дань, собирая её,
видимо, у местного финно-угорского населения.
В какое время появились Устьянские волости как отдельная администра-
тивно-территориальная единица, остается пока открытым. Исследователи
считают, что Устьянские волости, видимо, включались в «город Устюг с во-
лостьми», либо «в Заволоцкой земле Ростовщину». Первое упоминание про
Устьянские волости относится ко второй половине XV века.
Эти земли были владениями одного князя — Ивана Александровича
Ростовского, затем они были захвачены Новгородом, и великий князь Иван
III оспаривал их у новгородцев. Устьянские волости подчинились великому
князю, скорее всего, еще до покорения Москвой Новгорода и до приобре-
тения ею остатков владений ростовских князей. Об этом говорит грамота
Ивана III на Устюг наместнику князю Ивану Александровичу, датируемая
1462–1474 гг. В ней утверждался податной суверенитет «пежемцев» и «зае-
черечан», отвергались притязания на них со стороны Устюга.
В XVI веке было принято два важнейших документа в отношении
Устьянских волостей. Уставная грамота 1539 года регламентировала власть
волостеля. Уставная земская грамота 1555 года вообще отменяла власть
волостеля и вводила власть земских выборных людей, которым поручался
суд, сбор денег и доставка их в Москву. Устьянские волости в ней называ-
ются «присудом», что позволяет видеть в них самостоятельный судебный
и податной округ. В 1589 году, при царе Федоре Иоанновиче, был составлен
Судебник, по которому осуществляли производство дел суды в Устьянских
волостях. Местный порядок судопроизводства признавался верховной
властью.
В 1622 году от 8 сентября закрепляется порядок в жалованной гра-
моте государей Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича
вместо «приказных людей» вводятся «выборные судьи». Устьянские во-
лости становятся округом земского самоуправления. Жалованная гра-
мота Устьянским волостям подтверждалась всеми государями XVII века:
Алексеем Михайловичем в 1647 году, Федором Алексеевичем в 1676 году,
а затем Иоанном и Петром Алексеевичами в 1682 году.
До конца XVII века Устьянские волости входили в Устюжскую чет-
верть, сохраняя свою самостоятельность. Устюжская четверть была адми-
нистративно-территориальной единицей, центром которой являлся город
Великий Устюг и находившийся в Москве приказ, ведавший этой данной
территорией. Для Устьянских волостей Устюжская четверть была местом
сбора денежных доходов.
Устьянские волости по-прежнему были самостоятельной администра-
тивно-территориальной единицей и даже имели статус «города», хотя всег-
да были округом не городским, а чисто сельским.
В событиях Смутного времени начала XVII века Устьянские волости
были на стороне государственной власти.

Изображение

Дмитриевский погост

В XVI веке существовало пять устьянских волостей: Пежемская,
Ростовская (Заячерицкая), Чушевицкая, Устьянская (Усецкая) и Чадромская.
Самой большой из всех была Устьянская волость, которая называлась так-
же «Введенский стан» с центром в селе Шангалы. В состав Введенского ста-
на входили сошки: Шангальская, Никольская, Введенская и Дмитриевская.
Соха или сошка — это единица податного обложения в России XVI–
XVII веков. То есть сохой в то время именовался район, выплачивающий
Устьянские волости XVI — начале XVII века
определённую долю государственных налогов. В Устьянской волости пер-
воначально образовались четыре сохи, из которых позднее сформирова-
лись отдельные волости. Центром каждой сохи был погост. Достоверно,
что Никольский погост появился после переписи 1564/65 годов.
Дмитриевский погост появился раньше этой переписи. Первый по древ-
ности документ из архива Дмитриевской земской избы — духовная грамо-
та Нефеда Александрова сына Рогозина — датируется 1568/69 годами. Эта
грамота закрепляет в числе прочего дар в пользу церквей: «Да отписываю
Дмитрею Святому да Миколе Чюдотворцу в дом поженка от Студенца вниз
Подъезовка и з горнею пашнею, з земличею…». В то время уже достоверно
существовали на погосте Дмитриевская и Николаевская церкви, и люди за-
вещали своё имущество в пользу церквей.
О количестве и составе устьянских деревень в XVI веке можно судить
косвенным образом, поскольку прямых сведений, устанавливаемых по пис-
цовым книгам, не сохранилось. Писцовая и межевая книга И. Загряжского
и С. Тимофеева 1645/46 гг. ссылается на итоги переписи 1564/65 гг., по ко-
торой во Введенском стане числится 85 деревень и починков (по писцовой
книге 1645/46 гг. в этих волостях было 86 деревень, одна деревня — попо-
вская, одна — выставка и один починок). Интерес представляет инфор-
мация и о количестве дворов в деревнях. В писцовой книге 1645/46 гг. во
Введенском стане числилось 624 двора, но в ссылке на перепись 1564/65 гг.
указано 226 дворов. Получается, что за 80 лет почти не изменилось число
деревень, а дворов возросло почти в три раза.
При царе Михаиле Фёдоровиче по переписи 1640 года в Дмитриевской
сошке насчитывалось 22 деревни, 88 дворов. До второй половины XVII века
Дмитриевская сошка входила по-прежнему в Введенский стан и совместно
с этим станом избирала старост, земских судей, судебных целовальников,
земского доводчика, соцкого, пятидесяцкого, десяцких, земского дьяка, по-
датных целовальников-сборщиков.
При царе Алексее Михайловиче Дмитриевская сошка была преобразо-
вана в волость. Власть церковного старосты частично перешла к выбор-
ным волостным должностным лицам: старосте, судье, целовальникам и так
далее. В те годы местные руководители Дмитриевской волости построили
волостную избу, состоявшую из двух больших срубов, и так они стояли раз-
дельно до конца XVIII века — до губернской реформы Екатерины II.
В 1678 году при царе Фёдоре Алексеевиче, перед переходом к подвор-
ному обложению, производилась новая перепись. В переписной книге зна-
чится: «Волость Дмитриевская, а в ней погост на реке Устье на устье речки
Мехреньги. А на том погосте церковь Николая Чюдотворца древяна клетц-
ки с трапезою теплою да церковь великомученика Христова Димитрия
Сетунского шатровая… И всего в Дмитриевской волости двадцать три
деревни. А в них 85 дворов крестьянских, людей в них двести шестьдесят
один человек». Значит, в эти последние 40 лет население или не убывало
или убывало очень медленно. Или же уход местного населения возмещался
приходом извне.
До конца XVII века Устьянские волости входили в Устюжскую четверть,
сохраняя свою относительную самостоятельность.

Изображение

Устья в Петровские времена

В 1699 году в ходе городской реформы Петр I велел и в Устьянских во-
лостях к земским делам и к денежному сбору вместо «судеек» выбирать
«бурмистров». Результаты выборов на них было велено высылать в Москву
в Бурмистерскую палату (Ратушу), а не в Приказ Устюжской четверти.
В 1705 году промежуточной инстанцией отношений центра
с Устьянскими волостями становится Шенкурск, и главным администра-
тивным центром становится Шенкурская приказная палата (изба) — уч-
реждение это не выборное, а чиновничье, бюрократическое. В связи с этими
нововведениями положение Устьянских волостей значительно ухудшилось.
В первые годы царствования Петра I в 1702 году в Устьянских волостях
взимались основные налоги: «стрелецкие, оброчные, за доход прикащиков,
за ямскую гоньбу, таможенный и кабацкий сбор». Образовалась и некото-
рая зависимость от Архангельска как центра управления лесными богат-
ствами Севера. На местах лес был принят под государственную опеку.
Правительство часто объявляло монополии на разные предметы тор-
говли. Так, в 1703 году по Устьянским волостям была объявлена государ-
ственная монополия на скупку масла, сала и деревенских сукон. К 1705 году
государство монополизировало ещё большой ряд предметов торговли: смо-
лу, клей, поташ, дёготь, табак, рыбий жир и так далее. Соль и водка, как и до
Петра I, также оставались в государственной монополии.
С 1705 года введена государственная воинская повинность. Она распро-
странилась и на Устьянские волости в виде отдачи из своей среды опреде-
лённого числа рекрутов.
При правлении Петра I проводились не только существенные реформы
в стране, но происходили постоянные административные преобразования.
И в 1708 году образуется Архангелогородская губерния, в которую входят
20 городов, в том числе и Устьянские волости. Это уникальный случай,
чтобы чисто сельский округ вошёл в губернию на правах «города».
В 1715 году созданы новые административно-территориальные едини-
цы — «ландратские доли». Устьянские волости вошли в состав Тотемской
ландратской доли.
В 1719 году губернии были поделены на провинции. В Архангельской
губернии в числе прочих образована Устюжская провинция. В её состав
были включены города Великий Устюг, Яренск, Сольвычегодск, а также
Устьянские волости. Была образована канцелярия Устьянских волостей,
подчинявшаяся Устюжской провинциальной канцелярии.
С разделением России на провинции Устьянские волости вошли в со-
став Устюжской провинции в виде отдельного округа со своим комис-
сарским управлением. Должность комиссара была выборная. Поскольку
в Устьянских волостях кроме крестьян других сословий не было, комисса-
ры избирались крестьянами из своей среды.
Первым комиссаром Устьянских волостей стал Григорий Готовцев,
и его комиссарская канцелярия находилась в местном населённом пункте
Ростово. А первым всеустьянским бурмистром избран Василий Крюков.
С переходом административной тяги из Шенкурска в Великий Устюг
уменьшилась тяжесть натуральных повинностей. Тяжесть государствен-
ного тягла для крестьян от непосильных натуральных повинностей была
невыносимой, поэтому наблюдалось повальное бегство их со своей земли.
Из ведомости, составленной в 1719 году, видно, что из 894 душ обоего пола,
записанных в Дмитриевской волости во время переписи 1677 года, к пере-
писи 1708 года 491 души падают на опустевшие дворы и выти. И только 400
душ — на дворы жилые, то есть в течение 30 лет крестьянство разбежалось.
Устьянская Дмитриевская волость XVIII в.

Изображение

Очередные преобразования

По указу Екатерины II от 7 ноября 1775 года происходит новое адми-
нистративно-территориальное деление государства: вместо губерний об-
разуются наместничества, которые делятся на области (провинции), уезды
и волости.
В ходе преобразований в 1780 году Устьянские волости прекратили свое
существование как отдельная административно-территориальная едини-
ца. Во вновь образованный Красноборский уезд Вологодского наместни-
чества были включены: Чадромская, Ростовская, Соденгская, Шангальская,
Никольская, Введенская и Дмитриевская, а другие в Вельский уезд:
Пежемская, Хозминская и Чушевицкая.
В 1796 году вместо Вологодского наместничества создается Вологодская
губерния, при этом упраздняется Красноборский уезд. Все бывшие
Устьянские волости, находивщиеся в Красноборском уезде, также вошли
в Вельский уезд Вологодской губернии, где и находились до начала XX века.
Видимо, в этом самом месте стоит уже прервать повествование о дальней-
ших преобразованиях Вельского уезда (в его составе находятся Устьянские
волости), поскольку в 1780-е годы начинается переселение наших устьянских
предков в верховья реки Верхняя Ёрга, на территорию Великоустюжского
уезда, что и положило образованию Верхне-Ерогодского края.
История каждого края по-своему уникальна, также уникальна она
и Верхне-Ерогодского края, созданного предками-устьяками с верховья
реки Устьи. Оттуда наши родовые корни: Акишины (Окишины), Ананьины, Ботыгины, Илатовские, Ипатовы, Лопатины, Паршины, Поповы, Рогачевы (Рогачёвы),
Сысоевы и Сильницкие (Синицкие).

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте