Лоховские легенды

Лоховские легенды

Необычное для слуха название одного из населенных пунктов Саратовской области заставляет обратить на себя внимание. И это правильно!  Наша Саратовская земля  богата краеведческими объектами исторического, палеонтологического, археологического, топонимического и иного направления, заслуживающего пристального внимания. В этом ряду село «Лох» занимает свое интересное краеведческое и  познавательное место. Ну, во-первых, где на территории Саратовской области находится этот населенный пункт с таким необычным названием? 

Данное село находится в Новобурасском районе, в 57 километрах севернее Саратова и в 11 километрах западнее Новых Бурас. 

В настоящее время село является административным центром Лоховского сельского поселения. Функционируют детский сад, построенная в 1980 году двухэтажная средняя общеобразовательная школа, при которой в 1985 году был организован краеведческий и военный музей. На окраине села есть речка с каменистым дном  Соколка

Во-вторых, хочется поразмышлять: что означает термин «Лох»? В словаре великого Владимира Даля мы находим: «ЛОХ» — морская северная рыба семга, лосось, облоховившаяся по выметке икры. Рыба для этого подымается с моря по речкам, а выметав икру идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть. Мясо белеет, цвет из черни переходит в серебристость, подо ртом вырастает хрящеватый крюк.

 Рыба теряет вес, иногда наполовину. В таком виде ее и называют лохом. В море уходит она осенью, и перезимовав там, отгуливается и опять обращается в лосося. 

Лохом зовут еще наивного, доверчивого человека, разиню. Например, о таком человеке говорят: как не впарить такому лоху черствую буханку за пять рублей!

Лох – деревцо, дикая маслина, верба Иерусалимская, лоховник — серебряное дерево, верба масличная.

Есть еще несколько объяснений  использования данного слова в разговорной речи русского народа. Какое из этих значений применимо к названию данного населенного пункта невозможно определить, не побывав в селе «Лох»  и его окрестностях.

В субботу, 6-7 августа. С одной ночёвкой я, Волков Александр, автор этого материала и  Владислав Здир оператор, ездили в село Лох. Перед собой мы поставили задачи: выяснить происхождение названия села, увидеть достопримечательности сельского поселения, встретиться с интересными людьми, увидеть природные особенности ландшафта Новобурасской земли.  
Зная некоторые лингвистические объяснения происхождения названия «лох», мы сразу отмели предположение о  том, что оно связано с местом нереста семги, горбуши. Географическое положение нашего края это объясняет. Разговаривая с местными жителями, мы выяснили, что в небольшой степной речке с каменистым дном в старину водилась форель. А эта рыба относится к семейству лососевых, что и семга с горбушей. Одна эта деталь  пояснила происхождение топонима. Название села связано было с местом промысла рыбы. Но, в связи с этим, возникают новые вопросы: почему это название не повторяется на других территориях Заволжья, как например топонимы: «Каменный дол», «Дубовый лес», «Кривенький овраг»….

Значит ли это, что форель водилась только в данной реке?  Тогда следует выяснить какие же природные, гидрологические, кормовые, экологические особенности повлияли на такую ситуацию? Наше посещение села «Лох» не смогло ответить на возникшие вопросы, и это здорово! Зародившиеся вопросы, рождают большое патриотическое знание своего родного края!

Село нас порадовало своими достопримечательностями. Возвышающаяся на холме напротив мемориала каменная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была освящена в 1872 году. До революции, число прихожан достигало 6000 верующих, в штате причта состояли два священника, дьякон и два псаломщика. В годы советской власти в здании закрытой церкви был размещён колхозный склад зерна. В 1950-е годы были сняты купола, планировалось снести колокольню, однако гусеничному трактору удалось сорвать только верхнюю часть звонницы. В настоящее время здание, в котором частично сохранилась роспись на потолках и стенах, находится в аварийном состоянии. По заключению экспертной комиссии разрушения имеют необратимый характер. Осмотренная нами церковь действительно имеет сильные повреждения внутри, на стенах частично сохранились фрески. Внутри церкви справой стороны от входа в церковь нами были обнаружены современные иконы, видимо развалины церкви посещают местные жители и ведутся богослужения около икон находиться лампада.

В центре села располагается военный мемориальный комплекс, который составляют установленные в 1967 году памятник прославленному уроженцу села В. И. Загородневу и обелиск в честь борцов за советскую власть. В 1995 году к 50-летию победы в Великой Отечественной войне был открыт завершивший композицию памятник с мемориальными досками в честь жителей села, погибших на полях сражений с 1941 по 1945 годы.

Мы идём дальше, на окраине села недалеко от речки мы обнаружили Водяную мельницу. Которая находится по дороге к кудеяровой пещере.

В дореволюционное время в селе было несколько мельниц, сохранилась одна, 1900 года постройки. Водяное колесо демонтировано, привод жерновов осуществляется электромотором. Старожилы села нам рассказали, что мельница ещё работала в конце двадцатого века. Сейчас она не функционирует. В этой мельнице по рассказам происходят мистические вещи, но мы ничего такого незаметили. Видимо это одна из легенд, которыми кишит село. Скорее всего, чтобы привлечь туристов. А мы продолжаем наш путь. На окраине села, на поляне внизу появляется беседка, спускаемся вниз и нашим взорам открывается крест и около креста находится колодец, из которого течет родник которое имеет название Симонов. Бытует легенда, что около родника погиб брат Кудеяра. Который поспорил с Кудеяром что перепрыгнет речку «Соколка», Кудеяр перепрыгнул а его брат Сим не смог перепрыгнуть и провалился. На этом месте где он провалился, забил родник. Этот источник берёт своё начало с Охранной горы. По пути верх от родника в сторону горы которое имеет название Кудеярова гора  пещера в Кудеяровой горе, происхождение которой приписывается полумифическому разбойнику Кудеяру. Легенды о котором в дореволюционное время были широко распространены в фольклоре южной России. Мы обнаружили тропинку. Которую решили исследовать, тропинка вела вверх в гору. На самой вершине горы перед нашими взорами предстала знаменитая пещера Кудеяра, одно из самых посещаемых мест туристами. Нас местные жители предупреждали, что пещера очень коварная и что там можно заблудиться, а если и найти выход то можно лишиться здравого рассудка или лишиться речи. Но мы всё же решили спуститься внутрь этой пещеры. Вход в пещеру довольно узкий внутри свободнее длина пещеры составляет около семнадцати метров, потом пещера раздваивается на два лабиринта и эти коридоры ведут в глубь горы. Нам удалось исследовать только левую сторону коридора протяжённостью примерно семь метров.  К сожалению сокровища нам найти не удалось. Что подтверждает только миф о сокровищах Кудеяра. Хотя известно только два случая нахождения древних монет в пещере, но это единичные случаи.

С пещерой также связана народная легенда о Кудеяре-атамане, якобы закопавшем здесь свои сокровища. Легенды о славном казаке-разбойнике Кудеяре, герое народных сказаний Верхнего Дона и Поволжья, рождались не на пустом месте. По центральным губерниям России ходили слухи, что Кудеяр был не простого происхождения, а… царского. Потому-то его образ и наделялся сверхъестественными качествами и способностями. Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии

Автор Волков Александр.

Автор выражает благодарность в консультации Александру Лисицыну (преподаватель географии). А также Здир Владиславу за техническую поддержку.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте