Село Пустоша Шатурского района Московской области

Тип статьи:
Авторская

Село Пустоша находится в Шатурском муниципальном районе Московской области. Высота над уровнем моря 129 м. Село расположено в 31 км от города Шатура, в восточном направлении. Относится к городскому округу Шатура. Ближайший крупнейший населенный пункт — пгт Черусти (5 км на юг). Рядом находится д. Чернятино (2 км на юго-запад). По данным последней Всероссийской переписи населения в 2010-м году в селе зарегистрированы 416 жителей (187 мужчин, 229 женщин). 

Изображение

Впервые упоминается в писцовой Владимирской книге князя Василия Кропоткина в 1637—1648 гг. как деревня Гридино в Кривандинской волости Владимирского уезда. Деревня принадлежала Панкрату Петровичу Вечеслову. Деревянная церковь существовала с XVII века. Кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1831 году. После отмены крепостного права село вошло в состав Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. В советское время село входило в Пустошинский сельсовет. О жизни в селе Пустоша на рубеже XIX-XX веков в своих воспоминаниях писал протоиерей Евгений Елховский в книге «Страницы истории России в летописи одного рода (»Автобиографические записи четырех поколений русских священников», 1814-1937. Москва, издательство «Отчий дом», 2004)

Но культурный слой в почве, на котором стоит село, оказался куда глубже и интересней. Так, по результатам археологических раскопок здесь, в Пустошах на морёном холме высотой 28 метров ранее существовало Селище ХIV – ХVII веков, размерами около 150 на 150 метров, с культурным слоем до 40 сантиметров, где была найдена керамика гончарная позднесредневековая, и поверхность которого в советские времена распахивалась под огороды.

Главной находкой стал грунтовый могильник Пустошенский, ХI – ХIII веков – на территории села, близ церкви, междуречье реки Поля (правый приток реки Клязьма) и реки Бужа, впадающий в озеро Святое. Размеры памятника не определены, его территория занята строениями, распахивалась под огороды. Могильник исследовался в 20-е годы ХХ века археологом А. Ивановым. Были найдены многочисленные украшения финно-угорских (сюльгамы, шумящие привески, шейные гривны) и славянских (пластинчатые, многопроволочные витые и ажурные браслеты, подвески-бубенчики, лунницы) типов. Интересны украшения славянских типов, изготовленные, по-видимому, местными мастерами с учетом вкусов финно-угорского населения. Таковы загнутоконечный браслет, к котором на колечках привешены типичные финно-угорские цилиндрические шумящие привески, плетенные браслеты с навешенными на них для шума колечками, характерные для кривичей браслетообразные височные кольца с завязанными концами, к которым подвешивались финно-угорские ромбовидные и цилиндрические привески, лунницы с шумящими подвесками. Могильник датирован ХI – ХII веками. При этом в отчёте указано, что В. А. Городцов считает возможным выделить могильники Муромского края в особую группу. Указано также, что найденные артефакты можно приписать и народу Мещёра, частью агломерированному, частью вытесненному славянами в XI в.  

Местными жителями в подполах домов находились также и входы в захоронения, напоминающие фатьяновские. И те входы выглядели как осыпающиеся дыры в подземелье. Но жители быстро засыпали их углём, опасаясь, что археологические раскопки вновь нанесут их домам и огородам невосполнимый ущерб. Поэтому изучение тех провалов ещё только ждёт своих исследователей. 

Но один такой провал запомнился местным жителям особенно во время рытья котлована при строительстве местной сельской школы. Тогда ковш экскаватора открыл дыру в самый настоящий подземный ход, где было найдено множество каменных наконечников для стрел и копий. Но тот вход тоже быстро засыпали, видимо из опасения переноса сроков строительства школы (по информации краеведа, члена Союза Писателей Владимира Владимировича Большакова). 

По информации ревизских сказок, в Пустошах жило 4 помещика:  коллежский регистратор Глебовский Михаил Васильевич и его жена Мария Васильевна, капитанша Ольга Ивановна Брант и капитан Фёдор Федорович Повалишин. И представлены их ревизские сказки были за 1858 год. 

К тому же выяснилось, что изначально это были не село Пустоша, а деревня Гридино. В писцовых книгах Кропоткина первое упоминание о нем совпадает с окончанием польской интервенции. И наверняка не потому, что село создали поляки. Наоборот, при поляках всё его население наверняка было уничтожено, и связи с прошлым утеряны. Настолько, что после интервенции потребовалось заселять деревню заново, новыми родами, не имевших здесь никакой родословной. Но всё-таки могло ли Гридино в 1612-м году появиться при поляках?

Навряд ли. Корни данного слова исходят от «гридин»- княжий телохранитель, воин отборной дружины. А в польских титулах не встречается слово: «князь». Гридня, гридница — покой или строение для гридней, приемная, сборная, где князья принимали запросто. Название деревни могло произойти от того, что сюда князь вместе с дружиной приезжали на охоту, так как здесь большие охотничьи угодья, обилие зверей и птиц. Здесь же могли устраивать приемы, принимали челобитные, судили и рядили. Впрочем, после смутного времени при раздаче земель служилым людям, деревня вполне могла быть отдана дружиннику (гридину), воевавшему с разбойниками пана Лисовского, который разорил эти места во время интервенции. Так в какое же время здесь мог появиться топоним Гридино? Чёткого ответа нет. 

Правда, существует книга «Шатурский край при царе Михаиле Федоровиче в письмах и мерах князя В.П. Кропоткина» (Н.В. Давыдов). В ней имеются  упоминание про деревню Гридино: 

1) «Деревня Гридино на речке на Гридинке. А Аней двор крестьянин Алёшка Афанасьев с детьми с Ивашкою да Кондрашком. Двор бобыль Якушко Самсонов с братом (л1628) Федкою. Пашни паханые, худые земли и с отхожею пашней девятнадцать чёт в поле, а дву по тому ж; сена около Поль и по болота, и в Раменье Огаркове сорок копеек, да на реке на Клязьме, на пожне на Крутине сто копен.»

2) «Деревня Гридино на реке на Поле. А в ней во дворе крестьянин Сенка Игнатов сын Баженов, Крюков он же да дети его Митка да Хрисанка( л. 1016). Во дворе бобыль Ивашко Игнатов сын Баженов, Крюков он же. Пашни паханые, середние земли семнадцать четвертей да лесом поросло двенадцать четвертей в поле, а в дву по тому ж; сена около поль и по речке семьдесят колен» 

Также в книге имеется информация о реке, которая раньше протекала рядом с Пустошами и называлась Вольногой или старой Челынихой, сейчас Дмитровка. 

Дмитровкой она назвалась, вероятно, в память Дмитрия Донского. В  этой книге была река Челыниха («Челун» со скандинавского «верховный князь»), которая протекала именно мимо Пустошей, это примерно начало 17 века.  От этой Челынихи остался Брод, он называется Брод Черкунов, 1 из 3. 

Из этого следует, что до 1630 года реку называли Челыниха (Чиуниха), позже — Дмитровка.

Ответа на ранее поставленный вопрос это не даёт и требует дальнейшего исследования. Так, странным образом на более поздней карте середины 18 века, представленной краеведом Гончаровым Юрием Вениаминовичем, Гридино, вдруг оказалось «занятым» населенным пунктом, который назывался: «Город Ковно». В словаре Брокгауза и Эфрона значение слова «Ковно» приводится не иначе, как: «Крепость», а рядом с топонимом стояло ещё и слово: «Город» — нет больше ни у одного из населенных пунктов, даже у Москвы. Ответ, на размышления о том, почему так вышло, можно найти в Подмосковье, где даже в наши дни обнаружился похожий случай, и очень маленький населенный пункт «Верея», насчитывающий всего-то около 2 тыс жителей, тоже именуют городом, подчеркивая: «Самый маленький город Подмосковья». Зачем? Возможно, по той причине, что раньше Верея имела куда более важное значение, чем теперь. И значение это неумалимо для истории. Возможно, на предъявленной карте точно также подчеркивается и значение нынешнего села Пустоша. Русские карты с обозначением Гридино появились гораздо позже, лет, примерно, через 70-100. Но, если учесть, что земли Пустошей являлись землями Князей Голицыных (потомков Гедемина, в прошлом Великого Магистра ордена Ливонских рыцарей), то разночтения вполне объяснимы. Снова вспомним, что с русских карт в районе Гриднево исчезла река Чиуниха, которая упоминается и в писцовых книгах князя Кропоткина. В теории, она могла указывать на то, что город этот и у литовцев считался Великокняжеским, если вспомнить значение слова «тиун» у скандинавов. И это при том, что и на русском значение слова «гридня» подтверждает эту же версию.  

Таким  образом, по мнению литовских картографов, это село  несмотря на его малочисленность раньше называлось городом и имело для Руси очень важное значение. Открытым остаётся вопрос «какое именно значение?».

В 2007 году Гончаров Ю.В. от одного из ведущих Российских археологов Аси Викторовны Энговатовой узнал, что где-то в окрестностях подмосковного села Туголес когда-то находился Древний Муром. Так, в конце семидесятых недалеко от Пустошей были найдены кольчуга и меч времён русских витязей. И там же недалеко на берегу озера Воймежное в 1978-79 годах была найдена древняя стоянка «людей озёр», которую датируют по возрасту находок порядка 5000-7000 лет. Так же А.В. Энговатова считала, что местом древнего капища бога Перуна мог быть расположенный недалеко от оз. Воймежное небольшой холм. А озеро Воймежное расположено буквально в двух шагах и от большого Пустошинского холма.

Поэтому, вполне возможно, что здесь был Великокняжеский город, который к тому находится в интересной климатической зоне. Высота его холма составляет  28 метров. При этом внизу у подножия часто бывает на десять градусов холоднее, чем на самой его вершине. И часто бывают дни, когда температура у подножия и гораздо дальше вокруг оказывается примерно на десять-пятнадцать градусов ниже, чем на самой вершине холме. А это могло оказаться весьма неприятным сюрпризом для всех завоевателей. 

«Раньше, пока холм еще не был так застроен жителями, можно было одним взглядом, скользящим вниз по западному склону, хорошо угадать следы трёх земляных валов вокруг подножья холма, волнообразных, словно бы некий земляной амфитеатр. Очевидно, и стен вокруг Древнего города по числу земляных валов было столько же – три!»- сообщил Гончаров.

По словам местных жителей, самой старой частью церкви является колокольня; и, что раньше у неё был один ярус, и являлась она сначала сторожевой (оружейной) башней, или гридней, как это звалось и у балтов, и у славян. А такие приметы – «гридни» — в раннем средневековье были характерны именно для крепостей, или хорошо укрепленных городов. 

Храм обладает качественной акустикой. Каждый изгиб строения выверен до мельчайших деталей. Настолько, что слабый шепот можно услышать за десятки шагов. Звук усиливается ещё и специальными каменными ящиками-резонаторами. 

Изображение

Также имеется старый колодец. Сейчас это обычная  заросшая яма. В селе этот провал всегда называли речкой, или даже бездонным омутом. На дне ямы находили речные ракушки – верный признак того, что это жерло сообщалось раньше с подземной рекой. С  такой канализацией можно было выдержать любую осаду, не умерев от жажды. 

Река Шушмор с белой прозрачной питьевой водой — реликтовая, потому, что территория Мещёры никогда не подвергалась оледенению. Над землей лишь малая её часть. И через трещиноватости в земной коре вода в её подземном русле может не просто распространяться на большие территории – она может под давлением подниматься наверх. Это редкий случай водоснабжения населенного пункта в раннем средневековье. 

Изображение

Шушмор же снабжала  Древний город водой не сверху, а снизу. Вот и сейчас нередки случаи, когда из-за дождей, прошедших на нижних болотах, вода пробивается на верхних террасах песчаных кос гейзерами. Действует, словно бы элементарная ливневая канализация, или «ливнёвка». Но «ливнёвка» какая-то перевёрнутая. Эти Шушморские колодцы, являясь по сути прорывами подземного русла на поверхность, всегда были доверху полны воды, не в пример искусственно созданным. А такие акведуки было уже не перекрыть — в любую жару воды было вдоволь. 

После мелиорации семидесятых годов прошлого века, когда уровень в реке Шушмор значительно понизился, зарос и омут. 

Ну, а что касается подземного хода, который начинался от этой самой башни-гридни, с большим числом каменных наконечников копий и стрел в нём, то судите сами, насколько верны предположения, что здесь был древний город-крепость». 

Краевед Юрий Гончаров считает, что в Пустошинском могильнике было найдено одно из самых богатых женских захоронений времён древней Руси. 

По мнению Чистякова Н.Д. главного редактора альманаха «Шатурская Мещера», слово «мурмане» Татищев обьячнял так: «а маурема значит поморие, или приморская, или многоводная земля, отчего доднесь поморие северное около Двины и Колы имянуют Мауремани и Мурмани, яко и град Муром, мнится, от множества болот или от народа, пришедшаго от моря, имя получил. И сие ко изъяснению древних географов».  

Подтверждение этой версии мы находим и у Даля: «Мурок, муруг – мох, растущий более по займищам. Займище – обширное место, потопляемое водою, род временного залива, заводи, где бывают покосы, поемные луга». 

 В  Пустошинском могильнике найдены такие украшения, как гривны, лунницы, шумящие подвески и браслеты. 

Шейная гривна была непременным атрибутом наряда князя и воина. Без сомнения, была украшением и простого народа, так как невозможно представить, что в Пустошах захоронены только князья и воины. 

Шумящие же подвески представляют собой пять или шесть плоских идолов Лады-Роды («геометрического» стиля), подвешенных на цепочках к основанию. Это ни что иное, как типичные балто-славянские подвески. Но предки литовцев и латышей (угро-финны) пришли на восточные берега Балтийского моря около 2 тысяч лет назад, и здесь переняли у местного населения не только русский язык, но и русские украшения, в том числе и шумящие подвески. Русские украшения в Пустошинском могильнике служат ещё одним 100%-ым доказательством того, что в этом селении проживали русы. 

Археолог А. Иванов пишет о браслетах из Пустошинского могильника: «Это визитная карточка славян», — что известно каждому, кто интересуется родной историей. Итак, браслеты тоже ещё одно доказательство русскости покойников из Пустошинского могильника. 

Кроме археологических, есть и письменные доказательства русскости племени мурома.  

Первое летописное упоминание муромы мы находим в «Толковой Палее» (1406г.). И здесь знаменательно то, что коломенский переписчик Палеи причисляет «мерю, мордву, мещёру, мурому» к понятной ему литве. При этом поясняет: «от Афета языци», т. е. идущие из глубокой древности, а не со времён пресловутой «славянизации». Это однозначное и чёткое положение всё же требует определённых комментариев. В рассматриваемое нами время – X-XII вв. – язык литвы был практически одинаков с русским (см. выше).  Недаром в Великом княжестве Литовском государственным языком был русский. Хотя в дальнейшем он подвергся латинизации (после принятия католичества в 1387г.), онемечиванию и изменился до неузнаваемости, но даже и в наши дни около половины корней литовского языка соответствуют русским. Приводимый нами документ служат ещё одним 100%-ым доказательством того, что в этом селении проживали русы.

Приведённые выше доказательства неопровержимо свидетельствуют о том, что в Пустошинском могильнике покоятся  представители русского племени мурома.

По мнению Юрия Гончарова есть  версии, что здесь на границе двух миров — болгарского и славянского — на заре появления древней Рюриковой Руси один населенный пункт вполне мог складываться из двух самостоятельных отдельных частей, разделенных рекой, но объединенных замыслом в единое целое. В Мещёре именно так, вплоть до начала прошлого двадцатого века, деревни делились на «белую» и «красную» половины. Не даром венгерский этнос, ушедший с этих мест примерно в те же Рюриковы времена, использовал потом на Балканах именно такую культурную традицию, построив свою столицу Будапешт так, как  сказал. Там и сейчас большая река Дунай разделяет две части древнего города: «Буду» и Пешт»; а посередине самой реки есть остров со священным местом для обеих его половин. Совсем, как здесь, где между Пустошами, и Островами тоже есть древнее урочище Ляды с остатками древнего святилища, которое тоже переводится со славянского как – Пустоша. Но уровень реки Шушмор сейчас настолько сильно понижен, что ни в какое сравнение с Дунаем она не идёт. Хотя раньше её наземная пойма была гораздо шире, гораздо. Мегалиты  с историческими петроглифами, похожими на такие же знаки, как и в Тиуновском святилище, найденном на Вологодчине, могли иметь отношение ко всему Древнему Мурому. Потому, что мещерская традиция двух его миров могла зарождаться, и храниться именно здесь»

Можно сделать такой   вывод, что в какие-то годы до 1630 года Пустоша назывались: Древний Муром. 

Очевидно, село было древним русским городом до 1097 года, когда Древний Муром был разрушен киевским князем Константином, и перенесён за 160 км — на новое место, на берега реки Ока. Туда, где находится и сейчас (А.В. Энговатова, 2007).

На это косвенно указывает и название Спасо-Преображенского монастыря в новом Муроме. Ведь само слово «Преображенский» означает не что иное, как «перенесённый откуда-то». 

И в итоге, ниже представлена хронология, которая сделана благодаря различным источникам: 

1094-1097 год — шла между Киевом и Муромом междоусобица.

до 1097- древний Муром 

между 1097-1630 — неизвестно,  возможно сельцо Муромское, в честь Древнего Мурома.

1740-е — город Ковны

конец 18 — до конца 19 — Гридино

С конца 19-нынешнее время — Пустоша

К каким выводам можно прийти уже сейчас? 

Ю. В. Гончаров предлагает разработать специальный маршрут. Его  концепция туристического кластера такова: «Таким образом, при возобновлении раскопок со временем на базе Подмосковных Пустошей можно будет создать целый туристический кластер, где главным объектом для посещений должно стать место раскопок: Дом-музей Кочерыгиных с его приусадебным участком; и, где на базе бывшей Пустошинской школы можно создать: музей археологических раскопок, гостиницу для туристов, реставрационные лабораторию с мастерской, и так далее. Здесь в эпоху создания Древней Руси находился Древний Муром. Город, исчезнувший из летописей после окончания Муромской войны (1094-1097 гг.). Поэтому, Подмосковное село Пустоша является главной узловой точкой маршрута. И в маршрут также должно входить посещение недалеко от Пустошинского холма „Неолитической стоянки Воймежная 1,2“, что в районе Туголесской группы озёр (оз. Карасово), где была одна из узловых точек древней цивилизации. По мнению Гончаров Ю.В. все найденные на стоянке культуры получали наибольшее сосредоточение на Холме, как наиболее защищённом от различных катаклизмов месте. То, есть как раз там, где сейчас находится Подмосковное село Пустоша. 

Дальше маршрут пойдёт в туристический кластер город Рошаль – в Парк «Крестов Брод», где в каменном круге будут продемонстрированы два главных мегалита Мещёры, найденный относительно недалеко от Пустошей, по другую сторону поймы реки Шушмор, в деревне Большие Острова. Это мегалит «Судьбина» с петроглифами: «Рыба»; «Тотем Рюрика», похожего на рисунок Тиуновского святилища; „Двухмачтовый библейский корабль“ и „Голова Оленя“; а также и мегалит с петроглифом: „Тетеревиная лапа“. Они являются одними из основных элементов каменной летописи Мещёры, указывающей на существовавшее в районе Пустошей первооснов славянской цивилизации».

Решая задачи данного исследования, можно прийти к следующему выводу, а точнее к цитате краеведа Ю.В. Гончарова: «Здесь копать, не перекопать! В Мещёре множество загадок из самой-самой седой старины. Так, неужели ещё не пришло время собирать камни?»

Необходимо продолжить исследования в этом регионе, чтобы детально и подробно представить историю Подмосковья.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте