История открывается прежде всего неравнодушным

История открывается прежде всего неравнодушным

Трудно ли сохранить память о “давно минувших днях” в XXI веке? Возможно, для этого нужно быть дипломированным специалистом, который читает исторические документы так же легко, как ленты в социальных сетях? Но, может быть, история открывается прежде всего неравнодушным, а возможности появляются только у тех, кто их ищет? Об этом Денис Фон Мекк рассказал на встрече участникам проекта «ДУБРАВА ПАМЯТИ».

Изображение

История представителей фамилии фон Мекк связана с историей российских железных дорог и нашим Перово. Этот выдающийся род известен благодаря, прежде всего, пятерым выдающимся историческим личностям, но если изучить весь сайт, может сложиться впечатление, что все эти интересы, добрые дела, достижения принадлежат нескольким десяткам людей...

Изображение

Карл Федорович фон Мекк — строитель первых частных железных дорог в России в 1860-70хх годах — Москва-Сергиев-Пасад (подрядчик по земляным работам) и Москва-Коломна (Подрядчик). «Железнодорожный король» — как называли его в те времена.

Жена Карла Федоровича — Надежда Филаретовна, проявившая немалую волю к тому, чтобы ее муж был настолько результативен и состоятелен. Овдовев в 1876 году, приняла на себя груз ведения огромного семейного дела стоимостью около 20 милионов рублей. Вместе с сыновьями (одинадцать детей) продолжала развивать транспортные артерии России. Всем сердцем любящая музыку, была известным великодушным попечителем Московскому отделению Императорского Русского музыкального общества, а также и Московской консерватории, меценатом, оказавшей всеобъемлющую финансовую и дружескую поддержку очень нуждающемуся начинающему композитору Петру Ильичу Чайковскому, по мнению многих историков именно она открыла миру музыкальный талант Чайковского и возвела его на музыкальный Олимп, а он посвятил ей свою 4-ю симфонию.

Николай Карлович фон Мекк (сын КФ и НФ) — «Энергичный и вечно деятельный» — прекрасное описание основного приемника железнодорожного дела отца. Именно Николай, юрист по образованию, но прошедший по собственному желанию весь путь от кочегара, машиниста паровоза, мелкого станционного служащего, причем не на «своей» дороге, стал председателем правления Московско-Казанской железной дороги в мае 1892 года.

Изображение

В середине 1890-х годов дивиденды по акциям Московско-Казанской железной дороги (МКЖД) доходили до 32% годовых!!! А протяженность путей за время его правления увеличилась в 13 раз! Кроме путей строились вокзалы, причем не по принципу достаточности, а привнося красоту в регионы необъятной России.

Чего стоит один Казанский вокзал — самый крупный и дорогой вокзал в России. Правлением дороги под председательством Николая Карловича была поставлена грандиозная задача постройки вокзала как символа России — стыка Востока и Запада.

Заботясь о подготовке специалистов, фон Мекк открывал технические училища, участвовал в деятельности Общества распространения полезных книг. Поддержал организацию потребительской кооперации для снабжения железнодорожников продуктами.

В 1905 году отказался выдать властям зачинщиков забастовок.

В 1912 году на станции Москва-Сортировочная начали строить многоквартирный дом, а на станции Прозоровская основали посёлок, ссуды на приобретение участков в котором выдавались служащим дороги в размере трёхгодичного жалованья сроком на 10 лет. Проект предусматривал обустройство электрической и телефонной сетей, водопровода, трамвайной линии, больницы, здания общественных собраний. Полной реализации планов помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

Революцию фон Мекк не принял, но надеялся, что его знания и опыт по-прежнему будут полезными государству. Он продолжал интересоваться вопросами развития железнодорожной транспортной системы, работал консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Свои идеи в области экономики и перспектив отечественного железнодорожного транспорта фон Мекк изложил в ряде книг, опубликованных в 1921—1927 годах.

Несмотря на это, начиная с 1919 года, из-за «буржуазного происхождения» его неоднократно арестовывали по различным обвинениям. В очередной раз был арестован в 1928 году. При свидании с дочерью Н. К. фон Мекк сказал, что следователи «хотели заставить его свидетельствовать против его друзей в открытом суде, однако он отказался и взял всё на себя». 22 мая 1929 года коллегией ОГПУ фон Мекк был приговорён к расстрелу. Сообщение об исполнении приговора было опубликовано 24 мая 1929 года.

Академик В. И. Вернадский, на собственном опыте знавший цену официальным обвинениям, заметил, что фон Мекк, добровольно отдавший после Октябрьской революции все капиталы, был убит «совершенно невинно в общественном мнении».

Об этих событиях и судьбах Денис Андреевич много говорил на встрече с учащимися московской школы 2126. Такой важный диалог о семейных и общечеловеческих ценностях, которые помогут им выбрать правильный путь в жизни, о людях, на которых можно равняться! Он сказал в заключение: «Чем серьезнее мы изучаем прошлое своей Родины, тем больше понимаем ее весомость и значимость в самом глубоком, патриотическом смысле. Достаточно узнать об уровне меценатства и благотворительности, существовавшем в царской России, чтобы восхититься родной страной и влюбиться в нее заново. Кроме того, семейные архивы представляют большой интерес для школьников и студентов, которым нужно подготовить доклад или реферат о чем-то правдивом, но малоизученном. И, наконец, современные технологии позволяют найти своих предков даже не по именам и фамилиям, а по лицам. Загрузив в специальную систему единственное сохранившееся изображение Вашего прапрадедушки, Вы можете с радостью обнаружить его на общей фотографии среди друзей, коллег или товарищей по военной службе, а затем понять, в каких архивах и ведомствах имеет смысл продолжать поиски. Думаю, что не стоит недооценивать такую замечательную возможность не только обмениваться с другими чем-то действительно ценным, но и создавать общее пространство исторической памяти».

На встречу пришли в школу представители Совета ветеранов Перово и МЛРЗ (бывших мастерских фон Мекка). Руководитель музея локомотиво-ремонтного завода Трофимов Николай Иванович рассказал ребятам о том, что три поколения его семьи проработали на заводе. Он сам начал трудиться там с 14 лет во время Великой Отечественной Войны.

Изображение

Для многих интерес к истории начинается с изучения своей родословной или достопримечательностей рядом с домом. Важно, чтобы у современных школьников была возможность общаться с интересными людьми, получать бесценный опыт и знания, которые обязательно пригодятся им в жизни. 

Актив проекта «ДУБРАВА ПАМЯТИ» предлагает посадить дуб в память о Николае Карловиче фон Мекк. Уже есть договоренность о его посадке в апреле 2024 года на территории музея РЖД на Павелецкой.

Изображение

Поиск на сайте