Историко-статистические обзоры епархий как источник в краеведении

Тип статьи:
Авторская

Несмотря на довольно легкомысленное отношение к древностям в старину (так, например, Коломенский кремль усердно разбирался горожанами на бытовые нужды, а плиты с надгробий Гагариных в усадьбе Сенницы пошли на устройство церковного пола), людьми, неравнодушными к исторической памяти, предпринимались усилия по ее сохранению уже не ранее 1870-х годов.

Так, например, в Москве по инициативе святителя Филарета было создано Общество любителей духовного просвещения, которое, в частности, периодически обращало внимание на исторические аспекты епархии.

15 апреля 1876 года перед Обществом со своей запиской выступает М. С. Боголюбский (опубликована в «Московских епархиальных ведомостях», 1877, № 44, стр. 400 — 402), в которой пишет, что:

«Лет 30 тому назад, кажется, было распоряжение высшедуховного начальства о том, чтобы в каждой епархии было историко-статистическое ее описание и, помнится, неутомимый в исследованиях преосв[ященный] Филарет составил основательное историко-статистическое описание Харьковской епархии. Начал то же дело и для Черниговской епархии. Появились еще Тверская, Нижегородская, Ярославская епархии и др.».

Отмечая удручающее состояние дел в этом отношении в части Московской епархии, М. С. Боголюбский предлагает образовать в Обществе историко-епархиальный отдел и составить хотя бы краткое историко-статистическое описание существующих и ныне исчезнувших церквей в Московской епархии.

При этом докладчик предлагает следующий проект вопросов настоятелям сельских церквей:

Название села и официальное бумажное, и различные, общеупотребительные в народе, старинные названия, если они сохранились в церковных актах и в памяти народной.

Положение села. Уезд, благочиние, расстояние от соседних сел, речки, озера, или большая дорога, при которых находится село.

Приход. Перечисление деревень, их расстояние от села, их названия, положение при реках, озерах, прудах, больших дорогах, количество дворов.

Храм села. Деревянный или каменный, время постройки села. Приделы храма, и особые местные праздники в честь чтимых икон, или по особым местным случаям.

Приписные и домовые церкви. Их престолы, и местные празднества.

Часовни. В деревнях и на особых местах. Если известно — сведения, почему устроены часовни,- не было ли в деревне или на известной местности храма, монастыря, или не ознаменовано ли оно каким особым знаменательным событием.

Уничтоженные в деревнях и господских домах церкви. Не сохранилось ли сведений, где они были, куда перенесены церкви или совсем уничтожены; во имя какого святого были эти храмы, куда поступила утварь уничтоженных храмов.

Села и деревни приходские были монастырские (экономические), соборные, помещичьи или государственные. И каким монастырям или соборам принадлежали, кто известны из прежних помещиков, в одном ли роду помещиков было имение или переходило в разные роды.

Село не было ли родиной, местом жительства или погребения лиц замечательных на поприще службы церковной, гражданской, военной, или даже не было ли родиной и местом служения лиц, прославившихся святостью, или уважаемых по благочестию и доблестным гражданским подвигам.

Какой прежде были епархии. Коломенской, Крутицкой, Переяславской или Московской; а еще прежде какой десятины: Радонежской, Селецкой, Загородской, Перемышльской, Хатунской, Пехрянской, Вохонской и пр, и какого стана или какой волости.

Случается, что в селах пахотная или покосная земля находится в значительном расстоянии от села. Такие удаленные участки всегда суть следы прежде бывшей там церкви или кладбища. Иногда имеют эти урочища особые названия (в древности принадлежавшие селу или погосту), во всяком случае важно указание положения таких урочищ при речке или дороге.

Надписи на сосудах, евангелиях, крестах, богослужебных сосудах, богослужебных книгах, иконах, иконостасах, на стенах и надгробных памятниках, несомненно имеют важное историческое значение.

Таким образом, М. С. Боголюбский предложил провести комплексную краеведческую работу с опросом духовенства и сельских жителей на местах по собиранию и материалов по Московской епархии и последующем издании их.

И действительно, по Московской епархии М. С. Боголюбский выпустил ряд работ по истории Московской епархии, в частности:

  • Исторический обзор святынь Московской епархии;
  • Историко-географический очерк пределов Московской епархии. — М.: тип. А. И. Снегиревой, 1894. — 37 с.;
  • Московская иерархия: митрополиты. — М.: тип. А. И. Снегиревой, 1894. — 38 с.;
    Московская иерархия: патриархи.

Изображение

По истории Московской епархии также есть работы других авторов, в частности:

  • Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных. — М., 1874.
  • Холмогоров, В. И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии / собр. В. Холмогоровым и дьяк. Г. Холмогоровым. — М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1881-1911. — Со 2-го вып. общ. загл.: Исторические материалы о церквах и селах VI-XVIII cт.; в 7 вып.: Исторические материалы о церквах и селах XVII-XVIII ст.; в 11 вып.: Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вв. — Вып. 4, 5, 9, 10 изд. О-вом истории и древностей рос. при Моск. ун-те; вып. 6, 7, 8 напеч. в Унив. тип.; вып. 11 в Синод. тип.
  • Скворцов, Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век: Вып. 1-2. — М.: О-во истории и древностей росс. при Моск. ун-те, 1911-1914. — 2 т. — (Архив Моск. Св. синода конторы). 
  • Руднев, М. Н. К истории Коломенской епархии / [Соч.] М.Н. Руднева. — Москва: О-во истории и древностей росс. при Моск. ун-те, 1903. — 42 с.

Однако одного комплексного труда по истории приходов Московской епархии, пусть даже не по «опроснику Богословского», мы выделить не можем.

Подобные комплексные труды со сведениями по каждому приходу опубликованы, например, по Тульской и Рязанской епархиям:

  • Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. — Тула: Тип. Соколова и Фортунатова, 1895. – II, 781, XLIII с.
  • Добролюбов, И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных… / Сост. Иоанн Добролюбов. — Зарайск, 1884 — 1891. — 4 т.

Подобные материалы по губерниям существуют не только в опубликованном виде: опросные листы сохранились и в архивах.

Так, например, в ходе работы Тульской губернской ученой архивной комиссии для составления археологического описания Тульской губернии в 1914 году были опрошены волостные правления, земские начальники, церковнослужители Тульского, Алексинского, Белевского, Богородицкого, Епифанского, Новосильского и др. уездов — сейчас эти опросные листы можно найти в Государственном архиве Тульской области.

Что могут дать исследователю подобные материалы?

Множество ценной краеведческой информации, в том числе топонимической.

Нужно ли их использовать в своей работе?

Обязательно. Но данные источники являются историческими, а это значит, что данные в них могли уже устареть (с учетом новых сведений). Поэтому крайне желательно все эти данные перепроверять, прежде чем публиковать где-либо и выставлять как единственно верную непреложную истину. Либо обращать внимание читателя на то, что данный источник является историческим.

Тем более, что и тот, кто эти данные собирал и публиковал в свое время, мог тоже ошибиться.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте