СУДОХОДСТВО НА РЕКЕ ТОРОПЕ. ПАРОХОД «ВЕЛИСА» И ДРУГИЕ.
«Америка России подарила пароход:
С носу пар. Колёса сзади.
И ужасно, и ужасно,
И ужасно тихий ход!»
Кинофильм «Волга-Волга» 1937 г.
В конце XIX века, реку Торопу, как и в древности, активно использовали для перевозки грузов. Так, «Рижский вестник» за 1891 год сообщает: «Малыя шхуны сплавлялись весной прямо въ Ригу и оттуда тянулись бичевой вверхъ до Поречья и Торопца… Тяга шла очень медленно… шхуны имели только одинъ оборотъ в теченiи навигацiи». [1]
Постепенно, в речных перевозках, начинают использоваться пароходы.
В той же статье «Рижского вестника», есть и такая информация: «Летъ пять тому назадъ (в 1886 году)небольшой пароходъ, построенный в Торопецкомъ уезде, доходил до Велижа». [2]
Очевидно, речь идёт о первой попытке установить пароходное сообщение между Торопцем и Велижем.
Сейчас, когда река Торопа, несколько обмелела (по воспоминаниям старожилов она была минимум на 1 метр глубже), это может показаться невероятным! Тем не менее, столетие назад, по ней действительно ходили пароходы!
Газета «Псковский городской листок», за август 1892 года, добавляет подробностей:
«…Лет семь тому назад*, когда некто Ф.Соколов с 3000 руб. в кармане устроил маленький пароход, могущий возить пассажиров от Торопца до Велижа, из наших капиталистов никто не пожелал принять участие в этом предприятии, что бы составить капитал на это дело тысяч 20-25, и, конечно, предприятие Соколова рухнуло – у него не было средств нанимать специалиста-машиниста и иметь хороший, прочный паровик». [4]
Торопецкие купцы, не поддержавшие затею земляка, вероятно, могли смущаться следующим обстоятельством: долгое время считалось, что для пароходного движения по Торопе необходимо проводить дорогостоящие (и ежегодные!) дноуглубительные работы, срывать пороги, переделывать существующие мосты… [5]
А вот Витебских купцов опыт Соколова, очевидно, заинтересовал!
Витебск был центром речного пароходства в верхней части бассейна Двины. В 1880 годах предприниматель Роберт Рейнгольд Эман основал товарищество «Витебское пароходство». Первые регулярные рейсы стали совершаться в 1892 году на линии Витебск — Велиж.
Гидрография маршрутов постоянно увеличивалась. Рос и пароходный парк. В Риге и Мемеле (Клайпеде), по заказу Эмана, были построены пароходы «Витебск» (1881 г.), «Двина» (1892 г.), «Торопа» (1892 г.), «Двинск» (1894 г.), «Межа» (1896 г.) «Каспля» (1897г.). К 1905 году все они ходили маршрутами от Витебска до села Устья (устья реки Торопы). [6]
В 1898 г. произошла вторая попытка проплыть пароходом по реке Торопе. Название парохода, к сожалению, история умалчивает.
Маршрут плавания был: Витебск – Велиж – Торопец – Велиж – Витебск.
Вопреки голосам скептиков, пароход «при среднем уровне воды» благополучно поднялся вверх по Торопе, преодолел все мелководные и порожистые участки, и 2 июня (по старому стилю) прибыл в Торопец. [7]
Прибытие парохода произвело фурор!
«Если бы Александр Македонский возвратился из Азии в родную Македонию, вместо того, чтобы умереть на чужбине, народ не приветствовал бы его лучше, чем торопчане эту первую пташку культуры, витебский пароход.
На берегу собралось всё население города во главе с городским главою, с музыкой, радостными восклицаниями, прерываемыми только шумом взлетавшим на воздух пробок шампанского.
Экипаж парохода был торжественно сопровождён в местный клуб, где в честь него состоялся большой митинг. Причём в воодушевленных тостах было сказано, что настала новая эра для Торопца, так как открыто прямое водное сообщение, правда, пока, только с Витебском, но что нет никакого основания не предполагать возможности и дальнейшего расширения его. Например, с Ригою, Лондоном, Бразилею, Кубой, Манильею, Порт-Артуром, словом, с целым миром!
Два дня пароход был предметом восторженных оваций, восхищения и посещения его жителями. Наконец, настал час его отъезда, но когда он вернётся: через месяц или через 1000-летие – неизвестно…» [8]
Надо понимать, сколь большее впечатление произвел пароход на простых крестьян из деревень по берегам реки!
В том же, 1898 году, на Мемельском судостроительном заводе «Kroll& Eulert», был построен пароход «Велиса». Это было небольшое однопалубное судно длиной 25 и шириной 4,6 метров. Пароход относился к товаро-пассажирскому классу и мог брать на борт более 100 пассажиров. Паровой котёл приводил в движение установку на 50 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость в 6 узлов – примерно 12 км/час. Пароход был заднеколёсным, и как все речные суда этого типа, имел минимальную осадку (т.е. нагруженным он погружался в воду всего на 60 см). Такие характеристики позволяли пароходу уверенно ходить по мелководью. [9]
Этому пароходу, спустя десятилетие**, предстояло повторить плавание по реке Торопе. Несмотря на стремительное развитие железных дорог (и уже построенные станции Торопа и Торопец), водные маршруты интересовали предпринимателей.
Весной 1909 года, рейс благополучно состоялся!
Пароход медленно полз вверх по течению. Гребные колёса были спрятаны в специальный короб, из трубы валил дым, а на корме развивался бело-сине-красный торговый флаг Российской Империи. На обоих бортах красовалось название: «Велиса». На носовом флагштоке реял треугольный вымпел с тем же названием. [9] На палубе парохода собралась любопытствующая публика, обозревавшая проплывавшие мимо окрестности.
Ещё один пароход благополучно достиг Торопца, что вновь стало заметным событием для провинциального города!
Сохранился памятный снимок парохода у моста через Торопу. На нём видна толпа горожан, экипажи с городским начальством и снесённый в 30-годы ХХ века храм Воскресения Христова. [10]
Развернувшись напротив Троице-Небина монастыря, «Велиса» через несколько дней отправилась в обратный путь.
Существует местная легенда, что после пуска по Торопе пароходов, в ней совершенно иссяк жемчуг, до этого момента водившийся в изобилии.
На самом деле главной причиной исчезновения жемчуга стало истребление популяции лососевых рыб. «Именно к их жабрам цепляются личинки моллюсков, прежде чем окончательно достигают зрелости.Позже моллюск просто отпадает от жабр, а затем годами живет неподвижно на дне». [11]
Жемчужные моллюски в Торопе остались и сегодня, но их жизненный цикл нарушен и вместо 20 они живут не более 5 лет. За это время жемчуг просто не успевает сформироваться. Так что пароходы ни в чём не виноваты!
После революции пароход «Велиса» был национализирован, вооружён двумя 37-миллеметровыми пушками и двумя пулемётами. После окончания Гражданской войны, вновь передан в пассажирское пароходство.
В 1938 году «Велису» переименовали в «Енисей».
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году пароход был затоплен собственным экипажем. После Победы в 1945 году, был поднят водолазами, отремонтирован, и благополучно плавал от Витебска до Велижа до 1956 года. [12]
В Торопу пароходы более не заходили.
Интересный факт: само русское слово «пароход» в 1815 году ввёл в употребление наш земляк, уроженец Торопца адмирал и путешественник Пётр Иванович Рикорд.
Памятник адмиралу П.И. Рикорду в Торопце
* Из этой заметки следует, что плавание состоялось в 1885 году.
Директор историко-краеведческого музея г.Велиж Лина Александровна Качулина, в свою очередь, считает, что тот самый первый рейс «привезший грузы из Торопца» состоялся в 1887 году. [3]
** Автор не имеет информации о других плаваниях и пароходах.
[1] «Рижский вестник», №219, 7 октября 1891 года.
[2] Там же.
[3] С. Денисов, Е. Коновальцев, Есть город Велиж на Двине…, газета «Авангард» №33, от 25 августа 2017 г. http://avangard-zdv.ru/index.php/kultura/1385-est-gorod-velizh-na-dvine
[4] Михаил Языков, Подъездные пути и важное их значение для Торопца, Псковский городской листок, №63, 9 августа 1892 года./Сергей Денисов, В ожидании больших перемен, Газета Авангард, 13 ноября 2020 года.
[5] Михаил Языков, Из Торопца: итоги общественной жизни, Псковский городской листок, №24, 28 марта 1899 года./Сергей Денисов, В ожидании больших перемен, Газета Авангард, 13 ноября 2020 года.
[6] Судоходство по Западной Двине/Витебская энциклопедия http://www.evitebsk.com/wiki/Судоходство_по_Западной_Двине.
[7] Сергей Денисов, В ожидании больших перемен, Газета Авангард, 13 ноября 2020 года/ http://avangard-zdv.ru/index.php/kultura/3505-v-ozhidanii-bolshikh-peremen
[8] А. Флористов, На востоке Псковской губернии, Псковский городской листок, №46, 24 июня 1898 года./Сергей Денисов, В ожидании больших перемен, Газета Авангард, 13 ноября 2020 года.
[9] «Велиса»/Речные суда/Судоходство по Западной Двине. Витебская энциклопедия. http://www.evitebsk.com
[10] Снимок парохода «Велиса». Фото в архиве автора.
[11] https://myrussia.life/8165-utrachennyj-promysel-pochemu-iz-russkih-rek-ischez-zhemchug.html
[12] Судоходство по Западной Двине/Витебская энциклопедия http://www.evitebsk.com/wiki/Судоходство_по_Западной_Двине.