АГРАРНАЯ РЕФОРМА СТОЛЫПИНА. ХУТОРСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ ВСХОНОВСКОЙ ВОЛОСТИ ТОРОПЕЦКОГО УЕЗДА
АГРАРНАЯ РЕФОРМА СТОЛЫПИНА. ХУТОРСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ ВСХОНОВСКОЙ ВОЛОСТИ ТОРОПЕЦКОГО УЕЗДА ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.
«На очереди главная наша задача — укрепить низы.
В них вся сила страны! Их более 100 миллионов…
Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа
— вот девиз для нас всех, Русских! Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!»
Пётр Аркадьевич Столыпин. [1]
Главное, чего не дождались крестьяне от Реформы 1861 года – справедливого раздела земли. С каждым годом средний крестьянский надел продолжал уменьшаться, а недовольство росло. В 1905-1907 годах страну потрясли революционные события, в которых приняли участие и крестьяне. Хотя, в Псковской губернии был «относительно невысокий уровень аграрных волнений», в них принимали участие и крестьяне ближайших к станции Торопа деревень. [2] Например, «13 февраля 1905 года было зафиксировано «сопротивление крестьян дер. Щелкиной Прилуцкой волости Торопецкого уезда при отобрании у них леса»». [3]
Новый премьер-министр – Пётр Аркадьевич Столыпин был поставлен в непростое положение: с одной стороны нужно было решить насущную проблему массы крестьянского населения, с другой стороны не допускалось даже мысли о покушении на частную собственность – помещичье землевладение.
Пётр Аркадьевич Столыпин
Столыпин предложил несколько путей эволюционного решения аграрного вопроса:
– Переселение массы безземельного крестьянского населения в Сибирь и на Дальний Восток;
– Деление сельской общины на отдельные крепкие хозяйства;
– Стимулирование выкупа помещичьей земли через помощь крестьянским хозяйствам с оборотными средствами, льготным кредитованием.
Первым путём Столыпин решал сразу несколько вопросов:
«Отдаленная наша суровая окраина вместе с тем богата, богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годной для культуры. И при таких обстоятельствах, господа, при наличии государства, густо населенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский…» [4]
Безусловно, с точки зрения государственника, Столыпин заглядывал на много десятилетий вперёд, но такой подход не мог решить проблему «здесь и сейчас» для основной массы крестьянского населения.
Второй путь мог существенно снизить накал напряжения в целом ряде губерний нечернозёмной полосы, в том числе Псковской. Предполагалось, что по мере продвижения аграрной реформы количество земли, в частной собственности крестьян, будет расти, а возможно большая территория покроется – по образцу Западной Европы – «крепкими» хозяйствами, похожими на усадьбы, где жили бы хозяева этой земли.
«Сельская крестьянская община – древнее учреждение имеющее естественное происхождение». [5] На первоначальном этапе развития села она являлась благом, но к рассматриваемому моменту всё было не так однозначно. Например, у оборотистого и работящего хозяина не было сильных стимулов ещё более развиваться – т.к. в общине, по принципу круговой поруки, он должен был платить все долги и недоимки и за себя, и за того парня (менее удачливого соседа).
Другой проблемой была сложившаяся «чересполосица». Для того, чтобы общинные земли были поделены «по справедливости», её участникам «нарезались» примерно равные по качеству отрезы земли. Понятно, что земель вокруг села на всех не хватало и получалась ситуация, когда у одного хозяина пашня здесь, пастбище далеко за рекой, сенокос на ещё более далёкой пожне… При этом одно поле тоже было нарезано на длинные полосы принадлежащие разным хозяевам. Всё это создавало массу проблем и неудобств.
Идеальным выходом казались хутора – небольшие поселения, где ставили дома 1-3 семейства и земли рядом с хутором хватало на всех*. Выходцы из Прибалтики, покупавшие землю под хутора ещё до начала Столыпинской реформы стали хорошими примерами для наших крестьян. «Присмотревшись к хозяйственным успехам переселенцев, они стали расселяться целыми деревнями». [6]
Природно-георгафические условия Псковской губернии (холмистый рельеф, пестрота почв, множество ручейков и речек) отлично подходили для хуторского расселения. Из-за малого размера большинства деревень, крестьянам было проще договориться о разделе земли.
«Массовое выселение на хутора в Торопецком уезде началось в 1907 году и продолжалось по 1911 год… С самого начала эта … работа велась при содействии уездной земской землеустроительной комиссии». [7] В качестве помощи хуторяне получали план усадебного места (все землеустроительные работы оплачивало государство), консультации агронома (за счёт земств), беспроцентные ссуды на перенос построек и мелиорацию, льготные кредиты (в исключительных случаях, для самых бедных хуторян назначались безвозвратные пособия).
«Хуторяне снабжались хорошими семенами. Для них устраивали специальные курсы и чтения. Принимались меры по улучшению породы скота на хуторах**… При участии земства заводились торговые связи со столичными рынками и представителями, а также организовывалась местная продажа … (хуторских) сельхозпродуктов». [8] Т.е. крестьянин был уверен, что сможет продать продукты своего труда – ему не только не будут мешать, но и окажут помощь.
«Земства содержали опытные поля (для этого они арендовали участки крестьян, обработка велась под руководством агрономов), которые оказались самым действенным средством убеждения крестьян, более доверявшим личному опыту, чем лекциям и книгам… Для пропаганды новых сельскохозяйственных машин, которые крестьяне не решались купить, устраивались прокатные станции, а для торговли сельхозтехникой, удобрениями и семенами — земские склады». [9]
Интересный факт: Для обеспечения крестьян дорогостоящими сельскохозяйственными машинами и орудиями (сеялки, бороны, плуги и т.п.) на местах были устроены прокатные пункты и установлена посильная плата за пользование. По сути, это был прообраз Сталинских МТС.
Крестьяне Всхоновской волости, поначалу присматривались к разделу общин у соседей (прежде всего в Бенецкой волости, где в 1907 году первой разделилась деревня Хватково).
Погост Всхоново. Успенская церковь. Фотография начала ХХ века.
В 1908 году у нас разделились только три деревни: Заход, Савино и Лукино (все южнее разъезда Барсово). В следующем, 1909 году, разделилось уже пятнадцать деревень: Новосёлок, Дрогалово, Кощеляново, Усадьбы, Леоново, Самотесы, Подвязье, Тихново, Давыдово-Елаги, Юхново, Барсово, Пропино, Новосёлок-Расказы, Лосичино, Пахново. [10] В 1910 году разделившихся деревень было восемнадцать (в т.ч. Антоново, Афонасово, Карпани-Иструбище, Боржовское-Хмели, Семеновское и др.). За несколько лет, вся округа Старой Торопы покрылась вышедшими из общин хозяйствами. Во всей Всхонновской волости, к 1910 году таких хозяйств насчитывалось 230. [11] Из них хуторов – 83, с населением 612 человек. [12]
Центр проката сельхозинвентаря и изба агронома находились в селе Пятиусово. Здесь же устраивались чтения и выставки. Всё это дало плоды: крестьяне учились, осуществляли мелиорацию, внедряли новые орудия и практики, переходили на сложный севооборот…
Однако, даже при такой масштабной государственной поддержке, в большинстве своём изначально бедные крестьянские хозяйства (к тому же работающие в зоне рискованного земледелия), не могли вмиг окрепнуть и все, как на подбор стать зажиточными, как мечталось правительству. Средняя урожайность оставалась очень низкой, а сама земледельческая деятельность малодоходной. Хуторяне были вынуждены заниматься промыслами, некоторые уходили на заработки. 13 семейств из наших земель подались на восток – в Сибирь. [13] Для них по железной дороге прибывали специальные вагоны, прозванные в народе «Столыпинскими». Одно семейство занимало целый вагон, куда помещались и люди, и их имущество и, в специальное отделение, все животные. На новых местах эти люди получали очень большие земельные наделы, «подъёмные» деньги и на несколько лет освобождались от всех налогов и повинностей.
Незначительная часть крестьян, предпочла навсегда оторваться от деревни и уйти в города.
Все отъезжающие свои хутора и отрубы продавали бывшим соседям.
И, тем не менее, некоторые крестьяне действительно смогли окрепнуть: прикупить земли, нарастить поголовье скота, нанять дополнительных работников. Они стали теми, кого позже назовут «кулаки».
В сентябре 1911 года Пётр Аркадьевич Столыпин был убит террористом. Из 20 лет, которые, по его мыслям требовались для кардинального преобразования России, у него оказалось только 5.
В советское время появился штамп, что «Столыпинская аграрная реформа закончилась бесславно». [14] С этим едва ли можно согласиться: «закончилась бесславно» и «не была закончена» это – совсем не одно и то же***! Рассчитанные на долгосрочную перспективу реформы, после гибели их автора, и прихода к власти его оппонентов, едва ли могли получить справедливую оценку.
Благодаря Столыпину население Сибири увеличилось на 153%! [15]
Был осуществлён громадный скачок в экономическом и социальном развитии восточных регионов. Именно эти регионы спасут страну, в критические 1941-42-й года.
В год гибели Петра Аркадьевича, мимо провинциальной станции Торопа, из Сибири в порт Виндава поезда провезли 3.329.366 пудов сливочного масла. Прибыль только от этого экспорта, дала государству золота больше, чем все золотые прииски Империи. [16]
* Другим вариантом был «отруб» – земельный участок, выделенный из общинной собственности в единоличную крестьянскую собственность, но без построек (двор крестьянина оставался в деревне).
** Создавались племенные рассадники чистокровного скота. В случные пункты завозили породистых быков, жеребцов, боровов, баранов…
*** Всё равно, что если бы Коллективизацию остановили в 34-м. В истории осталось бы только Раскулачивание, но не успели бы появиться МТС, успешные колхозы, невиданный ранее рост аграрной производительности…
[1] Беседа П.А.Столыпина с редактором газеты Волга Николаем Гарвеем 1 октября 1909 года/https://ru.wikiquote.org
[2] Станислав Георгиевич Петров, Крестьянские хозяйства Псковской губернии накануне революции 1905-1907 гг., https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskie-hozyaystva-pskovskoy-gubernii-nakanune-revolyutsii-1905-1907-gg
[3] В. Маевский, С. Денисов, Наша Двина, Тверь, 2004 г., стр.72
[4] Речь П. А. Столыпина в защиту сооружения Амурской железной дороги. 31 марта 1908 г./https://ru.citaty.net/avtory/piotr-arkadevich-stolypin/
[5] Сельское общество/https://ru.wikipedia.org
[6] Алла Станиславовна Забоенкова, Хуторские расселения на территории С. -Петербургской и Псковской губерний в конце XIX – начале XX в.
[7] В. Маевский, С. Денисов, указ. соч., стр.74
[8] В. Маевский, С. Денисов, указ. соч., стр.75
[9] Агрономическая помощь/Столыпинская аграрная реформа/https://ru.wikipedia.org
[10] Иван Яковлевич Наймарк, Хуторское расселение на надельных землях Торопецкого уезда в связи с организацией агрономической помощи хуторянам, Псков: Издание Псковского губернского земства, 1912 г., Приложение I, стр. 3, 4.
[11] Иван Яковлевич Наймарк, указ соч., стр. 2
[12] Иван Яковлевич Наймарк, указ соч., стр.12
[13] Иван Яковлевич Наймарк, указ соч., стр.20
[14] В. Маевский, С. Денисов, указ. соч., стр.75
[15] Василий Ерёмин, Столыпинское освоение Сибири/https://historical-fact.livejournal.com/76726.html
[16] Из доклада генерал-губернатора Степного края Евгения Оттовича Шмита царю Николаю II/Светлана Васильева, Как «Белый лебедь» из Омска до Англии долетел, https://www.omskinform.ru/news/52506